МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ
Утверждено на заседании кафедры
протокол N___от "____"______________2002г.
ТЕМА: Основы общей экологии. Баланс энергии и вещества в биосфере. Экологическая ситуация в Республике Беларусь. Биогеохимические циклы
Учебно-методическое пособие
для студентов
Авторы:
асс.кафедры Ленивко Л.Б.
Мамчиц Л.П.
ТЕМА 1: Основы общей экологии. Баланс энергии и вещества в биосфере. Экологическая ситуация в Республике Беларусь.
Биогеохимические циклы
На протяжении десятилетий в центре внимания экологов находились преимущественно вопросы, касающиеся уяснения особенностей взаимодействия отдельных особей с окружающей их средой обитания. Исследование факторов окружающей среды и адаптации к ним организмов стало на некоторое время главным предметом экологии. В качестве центрального объектов в ней рассматривались отдельные организмы как представители конкретного вида.
Современная же экология развивается в трёх основных направлениях:
во-первых, проблема выживания человечества в условиях обостряющихся противоречий его с окружающей средой;
во-вторых, необходимость сохранения устойчивости биосферы Земли, испытывающей на себе антропогенное давление и, наконец, в-третьих, проблема сохранения здоровья человека, оказавшегося в условиях стремительно изменяющейся среды его обитания.
Цель: Показать роль и место экологии в современной системе знаний.
Ознакомиться с особенностями экологической ситуации в Республике Беларусь.
Задачи: 1. Знать основные понятия общей экологии. Показать значение медицинской экологии, её целей и задач.
2.Уметь выявлять связь заболеваемости населения с состоянием окружающей среды и давать экологическую оценку ситуации.
Научиться связывать уровень заболеваемости населения с состоянием окружающей среды; уметь различать "средовые" заболевания.
Выполнение рефератов на темы:
- Становление и развитие общей экологии и экологии человека;
- Основные понятия и принципы общей экологии и экологии человека;
- Экологические и медицинские проблемы загрязнения окружающей среды;
- Урбанизация и здоровье населения;
- Влияние метеогелиофакторов на различные системы организма человека;
- Влияние факторов окружающей среды на иммунологическую реактивность организма;
- Экологические и медицинские проблемы загрязнения окружающей среды.
-
Для полного усвоения темы студентам необходимо повторить из :
1/микробиологии-темы "Экологические факторы как причина модификаций и мутаций, и фактор отбора измененных форм микроорганизмов. Внутривидовые, межвидовые связи;
2/общей химии - "Распространение химических элементов в природе. Биогенные элементы и их соединения, как факторы окружающей среды";
3/медицинской биологии и генетики - "Экология как наука, ее задачи, значение для современной медицины. Генетическая опасность загрязнения окружающей среды. Биологические и социальные аспекты адаптации населения к условиям жизни".
1.Какое значение имеет экология как наука для современной медицины?
2 Какое значение имеют адаптационные возможности человека к условиям жизни?
3.Какое влияние факторов окружающей среды на молекулярном уровне?
4.Какое значение генетической предрасположенности к нарушениям метаболизма?
5.Какую роль играет окружающая среда в проявлении этой предрасположенности?
1. Понятие об экологии как самостоятельной дисциплине. Предмет экологии и этапы ее развития.
2. Медицинская экология: понятия, цели, задачи. "Средовые" заболевания. Изменения состояния здоровья населения в настоящее время.
3. Понятие о биосфере, ноогенезе, ноосфере. Составляющие биосферы.
4. Экосистема. Составляющие экосистемы и их характеристика. Особенности потока энергии и вещества в экосистеме.
5. Основные типы экосистем. Особенности города как экосистемы. Агроэкосистема.
6. Экологические факторы и их характеристика. Понятие об экологической нише, "лимитирующем" факторе.
7. "Круговорот" энергии в биосфере.
8. Понятие о продуцентах, консументах, редуцентах.
9. Трофические уровни, пищевые цепи и пищевые сети.
10. Биогеохимические циклы и их особенности (резервный и подвижный фонды БГХЦ).
Экология ( от греч.oikos - дом, жилище и логос- учение)- биологическая наука, изучающая закономерности жизнедеятельности организмов на всех уровнях организации (популяций организмов, видов, биоценозов, экосистем) в их естественной среде обитания с учетом изменений, вносимых деятельностью человека. Современному пониманию более соответствует определение ее как науки о структуре и функциях живой природы. Термин предложен в 1869 г. немецким зоологом Э.Геккелем.
В середине 80-х годов сформировалось отдельное направление - медицинская экология (или экологическая медицина) - это комплексная научная дисциплина, изучающая воздействие факторов окружающей среды на здоровье человека с акцентом внимания на т.н. "средовые заболевания". В качестве критерия оптимальности условий среды принимают комплексный критерий - здоровье человека. По определению ВОЗ, это понятие включает в себя не только отсутствие болезней и телесных дефектов, но и состояние физического, душевного и социального благополучия человека.
Задачи МЭ:
1.Формирование у медиков экологического мышления и понимания механизмов воздействия человека на окружающую среду и, наоборот, воздействия среды на человека.
2.Индикация загрязнений окружающей среды и сохранение среды обитания.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.