 
											 
											 
											 
											 
											 
											 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					 
					Таблица 3.7 - Серийно выпускаемые поверхностные термоэлектрические преобразователи
| Тип ТП | Назначение | Градуировка | Пределы измерения, °С | Показатель тепловой инерции, с | Механическая устойчивость | 
| ТХА-1479 | Для измерения температуры поверхностей | ХК | 0…400 | 60 | О | 
| ТХК-1479 | Для измерения температуры поверхностей | ХК | 0…400 | 60 | О | 
| ТХК-582 | Для измерения температуры головок прядильных машин | ХК | 0…300 | 5 | ВУ | 
| ТХК-834 | Для измерения температуры поверхности металлических аппаратов | ХК | 0…400 | Не норм. | О | 
Продолжение таблицы 3.7
| Тип ТП | Назначение | Градуировка | Пределы измерения, °С | Показатель тепловой инерции, с | Механическая устойчивость | 
| ТХКП-18 | Для измерения температуры поверхности твёрдых тел в промышленности | ХК | 0…400 | 40 | О | 
| Примечания: ВУ - виброустойчивые; О – обыкновенные. | 
4 Оптимальные термометрические средства используемые
для контроля температуры тяговых двигателей
Задача теплового контроля заключается в выдаче информации о тепловом состоянии оборудования с целью предупреждения термических повреждений при эксплуатации [7].
Значения измеряемой температуры составляют обычно 50…180°С. В таком диапазоне температур можно производить измерения достаточно точно, но условия измерения в тяговых двигателях достаточно сложны.
Помехами для измерения температуры в тяговом двигателе являются: сильное электромагнитное поле; вибрация элементов конструкции; высокие механические нагрузки. Это усложняет измерение и предъявляет особые требования к измерению и контролю температуры.
В соответствии с правилами «Измерение и контроль температуры в электрических машинах» к контролю и измерению температуры предъявляются следующие требования:
- результата измерения должен соответствовать значению измеряемой величины;
- механический износ устройств системы должен отсутствовать даже при длительном сроке эксплуатации;
- измерительное устройство должно быть нечувствительным к воздействию неблагоприятных условий;
- измерительное устройство не должно содержать механических узлов, к которым предъявлялись бы слишком высокие требования в отношении точности изготовления;
- механическая конструкция температурных индикаторов должна быть в максимальной степени совместима с конструкцией широкого класса вращающихся машин;
- температурный индикатор должен работать в условиях для электрических машин соответствующих классу H по электроизоляционным материалам;
- необходимо обеспечивать возможность измерения в любых конструктивных точках вращающихся и не вращающихся частей машины при различных температурных режимах;
- исключение нарушения температурных полей при измерении;
- температурные индикаторы должны быть малоинерционными, стабильны во времени;
- измерение на якоре электрической машины должны производиться да частоты вращения n=4000 об/мин не зависимо от направления вращения машины [10].
Вышеперечисленные требования относятся ко всем электрическим машинам. Эти требования по контролю и измерению температуры на полном основании можно отнести к тяговым электродвигателям [10].
Исходя из данных требований, предъявляемых температурному контролю, наиболее приемлемыми из датчиков являются: термопреобразователи сопротивления, терморезисторы, термопары.
4.1 Полупроводниковые резисторы
Терморезисторы обладают свойством изменять свою электропроводность при изменении температуры. Действие их основано на том, что при повышении температуры увеличивается число разорванных валентных связей в кристалле полупроводника и, следовательно, растёт число образующихся пар электрон – дырка. При включении терморезистора в электрическую цепь он нагревается проходящим по нему током и изменяет своё сопротивление. Терморезисторы подразделяются на термисторы и позисторы. У термисторов сопротивление с ростом температуры уменьшается, а у позисторов – возрастает (рисунок 4.1).
  
  
полупроводниковые термисторы изготавливают в виде стерженьков, бусин, шайб, дисков или тонких нитей, спрессованных из полупроводниковой массы. В состав её входят обычные полупроводниковые материалы с электронной проводимостью, окислы металлов (железа, никеля, кобальта, титана) и смеси этих окислов. В некоторых случаях термистор помещают в стеклянный баллон и подогревают током, проходящем по специальной обмотке.
Позистор изготовляют на основе титанобариевой керамики, к которой, для увеличения теплопроводности, добавляют примеси редкоземельных элементов (лантан, цезий, ниобий). Термисторы и позисторы применяют в качестве датчиков при измерении температуры, а также для термокомпенсации в различных элементах системы автоматического регулирования [4].
Основные технические характеристики датчиков температурного контроля приведены в таблице 4.1
Таблица 4.1 - Основные технические характеристики датчиков температурного контроля
| Параметры | Тип датчика | |||||
| СТ14-1А | СТ14-2А | СТ14-2Б | СТ14-1Б | ДРТ-Б-60 | ДРТ-Б-90 | |
| Классификационная температура Тсраб,°С | 130 | 75 | 105 | 85 | 60 | 90 | 
| Сопротивление при t=20°С, Ом | 40…150 | 0.005 | ||||
| Сопротивлении при t=( Тсраб-5°С), не менее, Ом | 550 | 0.0055 | ||||
| Сопротивлении при t=( Тсраб+5°С), не менее, Ом | 1330 | 0.006 | ||||
| Сопротивлении при t=( Тсраб+15°С), не менее, Ом | 4000 | 0.0068 | ||||
| Постоянная времени не более, с | 30 | 60 | ||||
| Рабочее напряжение, В | 380 | 220 | ||||
Продолжение таблицы 4.1
| Параметры | Тип датчика | |||||
| СТ14-1А | СТ14-2А | СТ14-2Б | СТ14-1Б | ДРТ-Б-60 | ДРТ-Б-90 | |
| Максимальная мощность, Вт | 0.5 | 0.36 | ||||
| Срок службы, час | 30000 | 25000 | ||||
5 Анализ методов измерения температуры частей
электрических машин
Типы машин и основные их узлы, где требуется периодический или непрерывный контроль температуры, приведены в таблице 5.1
Таблица 5.1 - Типы машин и их узлы, требующие измерения и
контроля температуры
| Типы машин | Основные узлы, места измерений | Цель измерений | Метод контроля | 
| Гидрогенераторы | Обмотка статора (поверхность изоляции стержней, участок пайки лобовых соединений) | Эксплуатационный контроль, исследование максимально допустимых несимметричных режимов, автоматизация | Контактный по заложенным температурным индикаторам, по измерению сопротивления обмотки | 
| Активная сталь статора | Эксплуатационный контроль, исследование режимов | Контактный по заложенным температурным индикаторам | 
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.