Существует большое число средств проектирования в т.ч. графические: DFD, структурированные словари, таблицы решений, языки спецификации систем, стрелочные диаграммы (ERD), деревья целей, средства управления проектов (PER-диаграммы, диаграммы Ганта)
Практическое занятие №5 (03.11.03)
Объектно-структурный подход
Лекция 5 (04.11.03)
Оценка м.б. произведена с точки зрения следующих критериев:
Архитектура – вписываемость системы в реально существующие системы на предприятии.
Внешним пользователям показывают, как работает система.
Поддержка системы (самостоятельно!!!)
3.Способы решения задач (см. книгу 16)
3.1.
Успех решения задачи заключается в форме представления задачи.
Этап представления задачи является важнейшим при решении задачи на ПК.
Среди форм представления задачи:
· в пространстве состояний (строки, векторы, графы…)
· сведение задачи к подзадачам
· теоремы
· комбинированное
а) Представление в пространстве состояний:
S0 – начальное состояние
F – множество операторов, переводящих одно состояние в другое
G – множество целевых состояний
Граф – геометрическая конфигурация, состоящая из множества V вершин, взаимосвязанных ребрами из множества E
Дерево – ориентированный граф, в каждую вершину которого входит 1 дуга. Исключение – корень дерева. Существуют родительские вершины и дочерние.
Примем, что корень дерева находится на нулевом уровне детализации. Вершины, порожденные корнем – на 1 уровне детализации и т.д.
Б) Сведение задачи к подзадачам:
Существуют два типа структур взаимосвязи задач:
1) требуется решить все задачи
2) подзадачи разбиваются на группы:
Любая А м.б. решена, если решены задачи В и С или задача D. Задача D будет решена, если будут решены H и I и т.п.
Вводится дополнительная вершина К (фиктивная)
3.2. Поиск решений в пространстве состояний
Лекция 6 (18.11.03)
Текстологические методы инженерии знаний
Изучение учебников, монографий и др. источников профессиональных знаний
Текстологические методы наименее разработаны.
Задача извлечения знаний из текста – понимание текста и извлечение смысла текста.
При этом выделяют 2 смысловые структуры:
М1 – смысл, который пытался заложить автор, его модель мира
М2 – смысл, который постигает читатель в процессе интерпретации М1
При этом схема извлечения знаний из специальных текстов выглядит следующим образом:
V – вербализация текста
Принципиальная невозможность совпадения М1 и М2
М2 будет различно для 2-х человек, т.к. каждый имеет свои знания, опыт и т.п. человек, в данном случае, - инженер по знаниям.
Задача: как можно достичь максимальной адекватности М1 и М2?
Все компоненты погружены в языковую среду L
Тогда, Т=( α, β, γ, δ, θ)L
Компоненты α, β и γ входят в модель мира М1
Сложность интерпретации специальных и научных текстов: все знания требуют контекста.
Контекст может быть:
Центральное звено извлечения знаний – понимание текста.
Понимание – формирование второго текста, т.е. семантической (понятийной) структуры текста или попытка воссоздания семантической структуры М1 в процессе формирования модели М2
Интерпретация (шаги интерпретации):
При уточнении значений терминов используется принцип дедукции.
В тексте выделяются эксплицитные (явные) связи, которые выражаются во внешнем делении текста, и имплицитные связи (внутренние).
Прочтение не является 1 звеном в понимании текста.
Таким образом на процесс интерпретации и формирование М2 влияют:
· α, β, γ, θ – почерпнутые из текста;
· предварительные знания аналитика о предметной области ω;
· общенаучная эрудиция ε;
· личный опыт φ;
Таким образом, М2 = [(α, β, γ, θ), ω, ε, φ].
Алгоритм извлечения знаний из текста:
Практическое структурирование знаний
1 – определяет процесс трансформации X в Y
2 – выделяется набор ключевых слов N, проводится анализ знаний. В словарь терминов вписываются слова, обозначающие процессы, явления, действия и признаки.
3 – просеивание словаря N и выбор значимых для принятия решения понятий и их признаков. Желательно сформировать систематизированный набор понятий.
5 – связи, выявлены на 4, инженер структурирует и обобщает до метапонятий
7 – отношения выделяются как внутри каждого уровня, так и между уровнями пирамиды знаний; классификация знаний
8 – стратегии «перетряхивают» модель М, чтобы привести ее к исходным и выходным данным
Специальные методы структурирования
Методы выявления объектов, понятий и их атрибутов
Понятие (концепт) – обобщение предметов некоторого класса по их специфическим признакам.
Интенсионал – очерчивает понятие через взаимосвязь значимых признаков.
Экстенсионал – очерчивает понятие через перечисление отдельных экземпляров объекта.
Методы выявления понятий:
Методы выявления связей между понятиями:
Основа сценария – концептуальная организация памяти.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.