2. прямой вывод – к известным фактам отыскивается заключение, которое из этих фактов следует. Если такое заключение удается найти. Оно заносится в рабочую память. Вывод называется управляемым данными (антицидентами)
Пример: имеется фрагмент БЗ из двух правил
П1. Если «отдых – летом» и «человек – активный», то «ехать в горы»
П2. Если «любит – солнце», то «отдых - летом»
В систему поступают два факта «человек – активный» и «любит – солнце»
Прямой вывод:
Первый проход:
Шаг 1: пробуем правило 1 (правило отсутствует)
Шаг 2: пробуем правило 2 (правило работает) – заключается, что «отдых – летом»
Второй проход:
Шаг 3: пробуем правило 1 (правило работает, система выдает «ехать – в горы»
Обратный вывод:
Первый проход:
Шаг 1: цель – «ехать в горы», пробуем правило 1.
«отдых летом» - новая цель
Шаг 2: цель – «отдых летом», пробуем правило 2.
Второй проход (нашли цель «отдых летом»):
Шаг 3: пробуем правило 1 – «ехать в горы»
Методы поиска:
Тема 2. Разработка систем, основанных на знаниях
Экспертная система – сложный программный комплекс, аккумулирующий знания специалистов в конкретных предметных областях и тиражирующий эмпирический опыт для менее опытных специалистов.
a. Коллектив разработчиков
По крайней мере 4 человека:
- программист
- пользователь
- инженер по знаниям
- эксперт
Реально 8-10 человек
b. Технология проектирования и разработки
2.2.1. проблемы разработки программных экспертных систем (ПЭС)
выбор проблемы → разработка прототипа → экспертная система → доработка до ПЭС → оценка ЭС → стыковка ЭС → поддержка ЭС
Если на предприятии накоплен опыт по автоматизации:
Выбор проблемы включает в себя:
Практическое занятие №4 (20.10.03)
Семантические сети
Лекция 4 (21.10.03)
Э – эксперт;
И – инженер по знаниям;
П – пользователь;
Пр – программист.
Выбор проблемы – самая критическая часть в разработке экспертной системы (ЭС)
Если надо получить неформализованные или плохо формализованные знания, то используется ЭС
У инженера по знаниям и эксперта д.б. примерно одинаковый тезаурус.
осуществляется с учетом:
З = Р + Ен*К, где
Р – расходы на создание системы
Ен – нормативный коэффициент приведения (=0,25, т.к. срок окупаемости системы = 4 года)
К – капитальные затраты (себестоимость основных средств, доставки, транспортировки, монтажа)
В современных условиях Ен – 0,33¸0,5
Прибыль от внедрения ЭС может быть увеличена за счет:
· снижения себестоимости продукции;
· повышения производительности труда;
· расширения номенклатуры продукции (услуг);
· создания новых видов продукции (услуг) в конкретной области.
Технология быстрого прототипирования:
Прототип – усеченная версия ЭС, спроектированной для проверки фактов, связей и стратегий рассуждений экспертов.
Объем прототипа – несколько десятков правил, фреймов или примеров.
Последовательность разработки прототипа, а также участвующий в этом коллектив, см на рис. 1.
На этом этапе:
А) уточняется задача
Б) определяются:
· необходимые ресурсы (время, трудовые, инструменты);
· источники знаний (книги, дополнительные эксперты, методики);
· оцениваются уже имеющиеся ЭС, классы решаемых задач и т.д.
Перенос знания эксперта инженеру по знаниям.
Существует также 15 неавтоматизированных методов получения знаний и более 20 автоматизированных
Методы извлечения знаний:
1) Коммуникативные
1.1. Пассивные
· Наблюдения
· Лекции
· Протокол
· Мысли вслух
1.2. Активные
1.2.1. Групповые
· Мозговой штурм
· Круглый стол
· Ролевые игры
1.2.2. Индивидуальные
· Анкетирование
· Интервью
· Диалог
· Экспертные игры
2) Текстологические
· Анализ учебников
· Анализ литературы
· Анализ документов
Коммуникативные методы охватывают методы и процедуры контактов инженера с экспертом
Текстологические – включают методы извлечения знаний из методик, статей, монографий, учебников и т.п.
1) и 2) обычно используются вместе
Пассивные методы – ведущая роль в извлечении знаний передается эксперту. Инженер по знаниям протоколирует, наблюдает…
Активные методы – ведущая роль принадлежит инженеру по знаниям. Он контактирует с экспертом в разных формах: анкетирует, интервьюирует и т.д.
В процессе работы методы чередуются.
Деление активных методов на групповые и индивидуальные связано с возможным количеством экспертов.
Сейчас ведущими являются активные методы.
Широко используются игры.
Zпо = Z1 U Z2, где Zпо – объем знаний предметной области
3. Структурирование (концептуализация) знаний – разработка неформального описания знания в предметной области в виде графа, таблицы, диаграммы или текста, которое отражает основные концепции и взаимосвязи между понятиями предметной области
Средняя продолжительность 2-4 недели
Выявляется:
· структура Zпо, т.е. выделяется терминология (тезаурус);
· список основных понятий и их атрибутов;
· отношения между понятиями;
· структура входной и выходной информации;
· стратегия принятия решения + ограничения на эти стратегии
В настоящее время существует тенденция к опережению технических средств теоретического обоснования
Структурирование знаний появилось в 70-х годах. Методология структурирования близка к теории больших систем.
Существуют методы традиционные, одним из которых является иерархический подход.
Иерархический подход – большая проблема делится на более мелкие, которые решаются отдлеьно (последовательно или параллельно)
Для k+1 уровня детализации k-й уровень является системой
Объектно-структурный подход имеет нисходящую и восходящую стратегию.
Нисходящая (дедуктивная) – осуществляет последовательность композиций сверху вниз от общего к частному.
Восходящая (индуктивная) последовательность – постепенное обобщение понятий, увеличение степени абстракции описаний снизу вверх.
Традиционные походы к проектированию сложных систем всегда делили на:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.