Методические указания к КП по курсу «Информационные технологии»
Цель КП – получение практических навыков по структуризации ИС и формированию технологических процессов обработки информации в системе.
В качестве тем КП допускается два варианта:
1й вариант – технология обработки информации по задаче;
2й вариант – технология обработки информации в среде выбранного ППП.
Студенты самостоятельно выбирают вариант темы КП исходя из личных целей, сформированных в процессе обучения на предшествующих курсах и перспективной области специализации в предметной области.
При выборе 1-го варианта допускается использование типовых проектных решений, в которых описывается конструкция задачи, т.е. структуры данных и алгоритм решения задачи.
При выборе второго варианта студент выбирает ППП, распространяемый на рынке программных продуктов. При выборе ППП автоматизирующего множество функций, необходимо рассматривать ограниченный перечень основных функций, обеспечивающий формирование предметов труда рассматриваемого класса. В качестве ППП можно выбирать: MS Word, MS Excell, MS Access, Visual FoxPro, WinRAR, WinZIP, Acrobat Reader, PhotoShop, CorelDraw, Norton Utilities, Rational Rose, ERRWin, BPWin, Aris, Fine Reader, 1C – предприятие, 1С – торговля, БЭСТоффис, AutoCad и т.д. и т.п.
После выбора варианта темы и задачи (ППП) необходимо провести согласование темы с руководителем КП. В процессе согласования уточняются объекты и технологии, рассматриваемые в КП.
Структура отчетов по КП типовая, но в первом варианте включается дополнительный пункт, связанный с укрупнённой информационной моделью задачи. Он позволяет сформировать список предметов труда и локализовать область рассмотрения технологии.
Структура отчета по КП
1й – вариант |
2й - вариант |
Введение |
|
Информационная модель задачи |
|
Анализ предметов труда |
|
Формирование номенклатуры технологических процессов по задаче |
|
Характеристика типовых технологических процессов по обработке предметов труда |
|
Типовые технологические процессы обработки предметов труда |
|
Разработанные технологические процессы |
|
Заключение |
|
Литература |
|
Приложение |
Во введении определяется класс задач (ППП) и область их применения в ИС. Желательно представить смежные задачи (ППП), которые позволяют расширить функциональное пространство (технологию) обработки предметов труда. Это необходимо в целью интеграции функций при значительном повышении автоматизации процессов обработки.
Для уточнения конструкции задачи строится информационная модель, которая отражает входные и выходные информационные потоки (Рис1).
Оперативные потоки Отчеты на бумажном носителе
Условно-постоянная Условно-постоянная
|
Накопленная информация Отчёты на магнитном носителе
Хранимая информация Накопленная информация
Рис.1. Укрупнённая информационная модель задачи
При построении информационной модели оперативные потоки должны отражать все потоки о свершенных хозяйственных операциях по данной задаче. Условно-постоянная информация представляется множеством информационных потоков, каждый из которых соответствует отдельной таблице БД с нормативно справочной (общей для многих пользователей) информацией. Потоки накопленной информации содержат информацию, полученную в результате предшествующих решений задачи (если она действительно необходима при решении).
Хранимая информация отражает потоки поступающие на вход задачи от смежных задач.
На выходе задачи указываются все выходные потоки, формируемые в процессе обработки информации по задаче.
Отчеты могут выводиться на различные устройства, их отражают в предельной детализации. Следует различать технологический процесс формирования выходного потока и технологический процесс вывода и последующей обработки сформированного информационного потока (полученный отчет может проходить через операции комплектования, брошюрования, контроля, передачи и т.д.).
Все отчёты формируемые в задаче могут быть разделены на две группы по специфике представляемой информации. К первой группе относятся предметные отчёты, содержащие результаты обработки данных по выбранной хозяйственной операции. Ко второй группе относятся технологические отчёты, содержащие технологическую информацию, обеспечивающую контроль предметных отчётов и статистику по процессу обработки. Статистические данные необходимы при аудите ИС.
Потоки условно-постоянной информации на выходе задачи указываются только в тех случаях, когда пользователю (оператору) разрешена модификация (ведение) этой информации.
Потоки накопленной информации отражаются в тех случаях, когда результаты предшествующего расчёта по задаче используются при следующем решении.
При анализе предмета труда необходимо рассмотреть, как минимум, один из входных оперативных потоков и два выходных потока (предметный и технологический), определить тип носителя, построить граф взаимосвязей элементов входного и выходных потоков (описания лабораторных работ 1 и 2) и произвести параметрическое описание предметов труда. Параметры могут иметь количественные или качественные значения и выбираются студентом самостоятельно.
На основе проведенного анализа формируются критерии оценки вариантов технологии и определяется набор требований к технологическим процессам.
Во втором варианте тем студент самостоятельно формирует для себя задачу (ситуацию), на основе которой строит информационную модель. Особое внимание в ППП следует обращать на состав библиотек ППП, обеспечивающих формирование предметов труда (условно-постоянная информация) и ускоряющих процессы обработки.
Анализ предметов труда проводится с целью структуризации информационных потоков на объекты и выявления свойств объектов. При анализе должны рассматриваться не менее трех информационных потоков. Один входной оперативный поток и два выходных потока (предметный и технологический). По каждому потоку должен быть определён тип носителя, построен граф взаимосвязей элементов потока (см. описание лабораторных работ 1 и 2) и приведено их параметрическое описание. В качестве параметров могут использоваться количественные и качественные значения, которые выбираются студентом самостоятельно.
На основе проведенного анализа формируется перечень технологических процессов, требующих реализации в задаче. Все сформированные технологические процессы представляются двухуровневым списком. Первый уровень характеризует группу технологических процессов: маршрутные, стандартные, групповые, типовые, временные, разовые, оригинальные. Второй уровень содержит названия конкретных технологических процессов в данной группе.
Например: в задаче учёта материалов требуется выделить маршрутные ТП.
1. Маршрутные ТП
1.1. Маршрутный ТП формирования и обработки документа «Лимитно-заборная карта».
1.2. Маршрутный ТП обработки документа «Требование на материалы».
1.3. - - - - - -
1.4. Маршрутный ТП обработки отчёта «Ведомость расхода материалов по складу №1 за месяц».
По выбранным информационным потокам (см. пункт анализ предметов труда) формируются маршрутные ТП, которые оформляются в соответствии с ГОСТ 19.002-80, ГОСТ 19.003-80 (Рис.2).
Рис.2. Маршрутный ТП ……………
При формировании маршрутных ТП следует обращать внимание на наличие операций контроля и правильность направления ошибочных записей на корректировку. По входным потокам маршрутный ТП должен содержать все операции от момента формирования информационного потока до записи его на магнитный носитель. По выходным потокам указываются операции от формирования потока до передачи конечному пользователю. Допускается использование одного ТП для обработки нескольких информационных потоков, если свойства этих потоков совпадают на 70-80%.
После формирования полной номенклатуры технологических процессов студент на основе проведенного анализа предметов труда представляет типовые технологические процессы на основные операции по обработке одного входного и двух выходных потоков (предметного и технологического). Технологические процессы оформляются в соответствии с рис.3.
Технологическая карта № |
Дата формирования |
||
Операция |
Наименование операции |
||
Предмет труда |
Наименование предмета труда |
||
Оборудование |
Наименование оборудования и/или программной компоненты |
||
№п/п |
Действие |
Инструмент, приспособления |
Примечание |
Рис.3. Структура описания технологического процесса на операцию
После рассмотрения типовых технологических процессов студент на основе анализа предметов труда модифицирует их путём исключения действий не специфичных для данного предмета труда и включением действий необходимых для обработки свойств, специфичных для рассматриваемого предмета труда с выбором инструментов и приспособлений для каждого вновь вводимого действия. В перечне действий обязательно наличие контрольных действий, обеспечивающих заданную степень достоверности информации на рассматриваемой операции. Разработанные технологические процессы оформляются в соответствии с рис.3.
В заключении отражается степень соответствия предлагаемой технологии поставленным целям и перспективные направления совершенствования технологии.
В приложение включаются структуры информационных потоков, формы первичных документов и отчётов, экранные формы и т.д. и т.п.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.