Тема:
Моделирование процессов совершенствования информационных систем и обоснование принимаемых проектных решений, построение диаграмм TO-BE (нотации IDEF0, DFD)
Порядок выполнения лабораторной работы:
Характеристика системы и параметрическое описание
В качестве рассматриваемой задачи выбрана задача учета комплектующих для ремонтных работ в транспортной компании, занимающейся железнодорожными грузовыми перевозками. Учет комплектующих осуществляется для обеспечения бесперебойности поставок деталей при проведении текущего и планового ремонта подвижного состава, формирования финансовой и бухгалтерской отчетностей предприятия.
Непосредственно в задаче участвуют 2 рабочих места – руководитель отдела снабжения и заведующий складом.
Предприятие имеет на балансе около 500 вагонов
Периодичность поставок – от 2 до 4 раз в день.
Количество действующих поставщиков колеблется в диапазоне 30-40 наименований.
После оценки инженерами ответственным лицом принимаются решения о перепродаже запчастей в другие организации либо сдача списанных по непригодности деталей на предприятия вторичного сырья как металлолома. В среднем отгрузка (вне зависимости от вида предприятия-покупателя) происходит около 1 раза в неделю.
В конце каждой недели вся деятельность предприятия собирается руководителем отдела снабжения в единый «Сводный отчет», отправляемый коммерческому директору.
Ограничение времени решения задачи: сроки, согласованные сторонами в Договоре поставки и сроки, допустимые для простоя подвижного состава без должного ремонта.
Требуемая достоверность результатов высокая.
Цели совершенствования ИС с кратким обоснованием.
А) Снижение риска простоя подвижного состава, подлежащего ремонту, в связи с нарушением графика поставок комплектующих.
До внедрения системы на предприятии существовала проблема сбоев в поставке комплектующих для ремонта подвижного состава. Основной причиной проблемы являлось отсутствие у руководителя отдела снабжения полной информации о наличии деталей на каждом этапе цепочки поставки и внутреннего обращения комплектующих.
Достижение цели может быть обеспечено организацией подотчетности всех участников цепочки поставки и обращения деталей. В должностные инструкции руководителя ремонтного цеха и заведующего складом внесены изменения, обязывающие отчитываться перед руководителем отдела снабжения.
Б) Улучшение качества контроля за действиями персонала и предотвращение риска хищения материальных ценностей (комплектующих).
Наличие своевременной информации о количестве комплектующих на складе, в ремонтном цехе и на подвижном составе устраняет риски кражи или хищения комплектующих недобросовестным персоналом с целью перепродажи.
В) Увеличение ценности информации для принятия управленческих решений.
В ходе моделирования информационных потоков системы были выявлены недостатки (неполнота информационного пространства). Целью совершенствования системы является устранение этих недостатков.
Таблица 1. Спецификация недостатков в системе по диаграмме DFD
№ п/п |
Элементы диаграммы |
Недостаток |
Фактор, вызвавший недостаток |
Влияние недостатка на функционирование системы |
1 |
Поток данных (вход) |
Отсутствие системы информирования о факте поставки |
Непроработанность системы документооборота |
Неэффективность использования временных ресурсов |
2 |
Поток данных (вход) |
Отсутствие информационных потоков, информирующих о нарушении договора поставки компанией-поставщиком |
Непроработанность системы документооборота |
Невозможность принятия эффективных управленческих решений при выборе партнеров |
Таблица 2. Спецификация недостатков в системе по диаграмме IDEF0
№ п/п |
Элементы диаграммы |
Недостаток |
Фактор, вызвавший недостаток |
Влияние недостатка на функционирование системы |
1 |
Выход |
Отсутствие сообщения о поставке на склад требуемых комплектующих |
Непроработанность системы документооборота |
Рост временных и финансовых издержек в процессе внутреннего обращения комплектующих |
3 |
Вход |
Отсутствие документа, свидетельствующего о невыполнении поставщиком своих обязательств |
Непроработанность системы документооборота |
Невозможность принятия управленческих решений о смене деловых партнеров |
3 |
Механизм |
Низкая степень автоматизации |
Ограниченность IT-бюджета, невысокое внимание руководства к состоянию ИС предприятия |
Увеличение издержек при обработки и передаче информации |
4 |
Управление |
Недобросовестность персонала ремонтного цеха |
Отсутствие контроля за деятельностью персонала |
Утеря комплектующих и повышение затрат на поддержание подвижного состава в рабочем состоянии |
Анализ вариантов устранения недостатков
Таблица 3. Спецификация методов устранения недостатков в DFD
№ п/п |
Недостаток |
Фактор, вызвавший недостаток |
Методы устранения недостатка |
Влияние изменения на функционирование системы |
1 |
Отсутствие системы информирования о факте поставки |
Непроработанность системы документооборота |
Введение требуемого информационного потока |
Наличие требуемой информации позволит специалистам из ремонтного цеха своевременно осуществлять отгрузку деталей со склада |
2 |
Отсутствие информационных потоков, информирующих о нарушении договора поставки компанией-поставщиком |
Непроработанность системы документооборота |
Введение требуемого информационного потока |
Подобная информация позволит руководителю отдела снабжения составлять статистику для выявления недобросовестных поставщиков, наиболее часто поставляющих брак |
Таблица 4. Спецификация методов устранения недостатков в IDEF0
№ п/п |
Недостаток |
Фактор, вызвавший недостаток |
Методы устранения недостатка |
Влияние изменения на функционирование системы |
1 |
Отсутствие сообщения о поставке на склад требуемых комплектующих |
Непроработанность системы документооборота |
Введение требуемого информационного потока |
Наличие информации о получении требуемых деталей позволит работникам ремонтного цеха забирать требуемую партию деталей по факту доставки |
2 |
Отсутствие документа, свидетельствующего о невыполнении поставщиком своих обязательств |
Непроработанность системы документооборота |
Введение требуемого информационного потока |
Полученная руководителем отдела снабжения информация о многократном нарушении договора поставки (опоздание, ненадлежащее качество) может служить основанием для расторжения договора о сотрудничестве |
3 |
Низкая степень автоматизации |
Ограниченность IT-бюджета, невысокое внимание руководства к состоянию ИС предприятия |
1) Разработка и внедрение корпоративной базы данных с помощью специализированной фирмы 2) Разработка базы данных собственными силами при помощи найма сотрудников, соответствующей квалификации |
Сокращение затрат на обработку и доступ к информации, повышение производительности труда. |
4 |
Недобросовестность персонала ремонтного цеха |
Отсутствие контроля за деятельностью персонала |
1) Изменения в кадровой политике компании 2) Внедрение способов контроля деятельности персонала, ужесточение дисциплинарных взысканий |
Устранение фактов кражи на предприятия |
Рис. 1. DFD-Диаграмма TO-BE
Рис. 2. DFD-Диаграмма TO-BE
Рис. 3. DFD-Диаграмма TO-BE
Рис. 4. IDEF0-Диаграмма TO-BE
Рис. 5. IDEF0-Диаграмма TO-BE
Рис. 6. IDEF0-Диаграмма TO-BE
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Новосибирский Государственный Технический Университет
Кафедра Экономической Информатики
Отчет по лабораторной работе №1
по дисциплине
Проектирование информационных систем
Факультет Бизнеса
Группа ФБИ-61
Выполнила: Фомина М.А.
Проверили: Жуков А.А.
Милехина О.В.
г. Новосибирск
2010
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.