Экономический цикл: безработица и инфляция, страница 4

4.  Требования профсоюзов о повышении заработной платы. Очевидно, что предприятия уступают требованиям профсоюзов, поскольку в то время, когда экономика вступает на путь все большего процветания, забастовки рабочих не выгодны, а свои возросшие расходы предприятия легко перекладывают на потребителей, назначая более высокие цены на товар.

Вывод:

Таким образом, анализ экономического цикла показал, что основным фактором, определяющим уровни производства и занятости, является уровень общих или совокупных расходов на реальный объем национального производства.

Воздействие экономических циклов на производство товаров и кратковременного пользования.

Как правило, от спадов в экономики больше всего страдают отрасли промышленности, производящие средства производства и потребительские товары длительного пользования, но в фазе «подъема» такие отрасли получают максимальные стимулы для развития. Меньше реагируют на экономический цикл отрасли промышленности, производящие потребительские товары кратковременного пользования.

Когда экономика вступает в фазу «спада» и общий спрос на продукцию снижается, предприятия сокращают свои инвестиционные расходы или вообще перестают вкладывать деньги в новые инвестиционные товары, то есть строить новые производственные здания и покупать новое оборудование, потому что в это время надежды на получение прибыли от капиталовложений очень малы. Боле того, в это время может быть принято решение не возмещать весь потребленный капитал, а ремонтировать старое оборудование. Следовательно, в это время чистые инвестиции могут принять отрицательный характер.

Хотя в фазе «подъема» предприятия стараются заменить еще до его полного износа. Потребители в это время точно так же, как и предприятия сокращают свои расходы и, в частности, расходы на товары длительного пользования.

Монополии и конкурентоспособные фирмы.

1.  Монополии.

Отрасли промышленности, производящие средства производства и потребительские товары длительного пользования – это в большинстве своем монополии, отличающиеся высокой концентрацией. Когда на рынке господствует сравнительно небольшое число фирм, поэтому в силу своего монопольного положения такие фирмы могут удерживать цену, сокращая объем производства из-за падения спроса.