Если же «прочие условия» (одно или несколько) изменяются, то модель предполагает смещение всей кривой. Смещение вправо от S1 к S2 указывает на увеличение предложения по каждой цене под воздействием изменения неценовых факторов. Это значит, что даже при неизменных ценах, предложение данного товара увеличивается. Смещение влево от S1 к S3 указывает на уменьшение предложения по каждой цене при изменении неценовых факторов. Это значит, что при тех же ценах предложение данного товара уменьшится. Влияние неценовых факторов на предложение называется «изменением в предложении». А «прочим равным условием» в данной модели выступает цена, которая задана, известна и не изменяется (производители не реагируют на цену товара). Таким образом, указанные изменения в предложении происходят в том случае, когда изменяются «прочие условия» (неценовые факторы), которые раньше считались постоянными.
Обобщение.
Таким образом, анализируя кривую предложения, необходимо отличать «изменение величины предложения», вызванное изменением цены и графически представляющее стабильную кривую, от «изменений в предложении», вызванных изменениями одного или нескольких неценовых факторов, приводящих к смещению всей кривой.
К основным неценовым факторам предложения относятся:
1) цены на ресурсы;
2) технология производства;
3) налоги с предприятий;
4) цены на другие товары;
5) ожидание производителей относительно будущих цен;
6) число продавцов на рынке.
1. Цены на ресурсы.
Изменение цен на ресурсы приводит к изменению издержек, а, следовательно, прибыли предприятия и в результате объема предложения товаров на рынке. Увеличение цен на ресурсы вызывает увеличение издержек на единицу продукции, сокращает прибыли и предложение товара на рынке и наоборот: уменьшение цен на ресурсы снижает издержки на единицу продукции, увеличивает прибыли и, возможно, увеличит объем предложения данного товара.
Таким образом, снижение цен на ресурсы приводит к смещению кривой вправо, а их увеличение к смещению влево.
2. Технология производства.
Новые и усовершенствованные технологии имеют тенденцию к стимулированию производства дополнительного количества товаров, следовательно, предложение увеличивается. Объясняется это тем, что применение лучшей технологии позволяет производить единицу продукции с меньшими затратами (ресурсов), следовательно, издержки на единицу продукции уменьшаются, что ведет к росту прибыли и предложения товара.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.