Прицельно-навигационная система ПНС-24М, страница 2

На самолете Су-24М установлена аппаратура РСБН-6С с режимом «Встреча», с помощью которой частично решается задача межсамолетной навигации.

Совместная работа РСБН-6С в режиме «Встреча» с аналогичной системой другого самолета обеспечивает взаимное измерение дальности между самолетами и определение направления относительно друг друга.

Режим «Встреча» позволяет выполнять полет в рассредоточенных боевых порядках «колонна самолетов» до звена включительно. При этом аппаратура РСБН-6С с режимом «Встреча», установленная на ведущем самолете, работает как ретранслятор, а на ведомых - как запросчик.

РСБН-6С с режимом «Встреча» имеет следующие технические характеристики:

- областью применения системы в режиме автономного счисления ортодромических координат является сферический квадрат со стороной 6000 км;

- дальность действия аппаратуры в режиме радиокоррекции определяется прямой геометрической видимостью и может быть вычислена по формуле

Д==П2У~Н

Так, для Я=5000 м дальность действия составляет 250 км, а для //=1000 м-112 км;

- погрешность определения азимута и дальности на самолете составляет соответственно 0,25° и 200 м+0,03% Д, где Д - расстояние от самолета до радиомаяка, км;

- погрешность выдачи полярных координат на индикаторные приборы НПП и ППД-2 по курсовому углу на радиомаяк 2°, по дальности 200 м+0,03%Д;

- инструментальная погрешность определения ортодромических координат-5 км+0,03Sпр, где Sпр-расстояние, пройденное самолетом в режиме автономного счисления, км;

- инструментальная погрешность формирования заданного курса 3°;

- погрешность построения дальности до цели по ортодромическим координатам автономного вычислителя 5 км+0,01Д, где Д- дальность до цели, км

- дальность действия аппаратуры в режиме «Встреча» при совместной работе между двумя самолетами составляет не менее 100 км в зоне обзора по азимуту 360° и по углу места от +30 до -5°;

- точность индикации направления нулевой зоны относительно продольной оси самолета в режиме «Встреча» составляет 3°;

- точность взаимного измерения дальности между самолетами - ,300 м+0,03%Д, где Д в м;

- число частотно-кодовых каналов в режиме «Встреча» - 8;

- количество одновременно обслуживаемых самолетов (при работе в качестве ретранслятора) не более 3.

Радиотехническая система дальней навигации (РСДН) является одним из важных средств навигационного обеспечения полетов всех родов авиации. РСДН относится по принципу действия к разностно-дальномерным импульсно-фазовым радионавигационным системам. Радиотехническая система дальней навигации работает в диапазоне длинных волн. Установленная на самолете Су-24М аппаратура дальней навигации «Скип-2» используется только для коррекции счисленных координат ПНС-24М.

Принцип действия системы РСДН основан на измерении разности расстояний в виде временных интервалов запаздывания радиоимпульсов от наземных станций с известными координатами до самолета, на котором установлен приемник системы РСДН. Эти временные интервалы представляют собой гиперболические координаты местоположения самолета, которые преобразуются в БЦВС по заданому алгоритму в текущие ортодромические координаты. На самолете Су-24М эти координаты поступают в ПНС для коррекции счисленных координат самолета.

Для определения текущих координат местоположения самолета и устранения неоднозначности отсчета используются две пары цепочек наземных станций системы РСДН, причем одна из станций является ведущей, две другие - ведомыми.

Бортовое оборудование системы РСДН, измерив разность расстояний от одной пары наземных станций, а затем от другой пары, получает линии положения самолета (гиперболы). Местоположение самолета определяется в точке пересечения двух линий положения (гипербол).

 Аппаратура «Скип-2» представляет собой малогабаритный автоматический самолетный приемоиндикатор, предназначенный для определения местоположения самолета по радиосигналам наземных станций импульсно-фазовых радионавигационных систем РСДН-3 и РСДН-10.

Индикация текущих координат местоположения самолета, скорректированных с помощью аппаратуры «Скип-2», осуществляется на цифровом индикаторе БНА-4.

Для обеспечения безопасности маловысотных полетов (МВП) на самолете Су-24М в прицельно-навигационных системах предусмотрен маловысотный контур (МВК). В зависимости от рельефа местности и высоты полета МВК вырабатывает управляющий сигнал, обеспечивающий полет над реальным рельефом земной поверхности на заранее заданной высоте. Полеты с использованием МВК можно выполнять на высоте 200, 300 или 400 м, называемой заданным эшелоном или заданной высотой (Нзад).

В состав МВК входят:

- РПС «Рельеф»;

- радиовысотомер РВ-ЗМ и РВ-18А1 (на самолете Су-24М начи­ная с 17-го самолета 4-й серии вместо РВ-ЗМ и РВ-18А1 установлен радиовысотомер РВ-21 «Импульс»);

- система МИС-П;

- датчик нормальной перегрузки ДП1-7;

- блоки устройства «Парус-Т», обеспечивающие работу МВК, и блоки общего назначения;

- блоки устройства ввода-вывода «Бином-АТ»;

- ППВ;

- КПП.

БОМБОМЕТАНИЕ НАВИГАЦИОННЫМ СПОСОБОМ

Навигационный способ предусматривает возможность выполнения бомбометания по запрограммированной на земле или в воздухе цели, не видимой на экранах визиров, и при отсутствии ВТ в районе цели. Бомбометание этим способом выполняется днем в сложных метеорологических условиях или ночью по площадным целям с выполнением коррекции по запрограммированному ориентиру.

В основу решения задачи навигации в ПНС положен инерциально-доплеровский метод счисления координат самолета. При таком методе ошибка в счислении координат самолета зависит от расстояния, пройденного самолетом от точки начала счисления координат или точки последней коррекции до цели.

Для повышения точности навигации (бомбометания) необходимо выполнить коррекцию текущих координат по ориентиру, расположенному как можно ближе к точке сброса.

Коррекция текущих координат самолета может быть выполнена с помощью одного из визиров (РПО, ЛТПС и ППВ) или по РСБН-6С, РСДН.

Точность коррекции зависит от типа применяемого визира, характера ориентира, точности снятия координат ориентира, угла места ориентира в момент выполнения коррекции (дальности до ориентира) и высоты полета.

Так как коррекция выполняется главным образом с РПО, необходимо выбирать для этого характерные малоразмерные радиолокационно-контрастные ориентиры.

Бомбометание навигационным способом с коррекцией от РСДН выполнять по запрограммированной цели днем и ночью в ПМУ и СМУ под облаками или из-за облаков на высотах и скоростях, разрешенных Руководством по летной эксплуатации самолета Су-24М.

Сущность данного способа бомбометания заключается в том, что полет выполняется с прицельно-навигационной системой по запрограммированному маршруту с коррекцией счисленных координат от РСДН до момента включения боевой задачи. В дальнейшем бомбометание производится навигационным способом.

БОМБОМЕТАНИЕ ПО НАДВОДНЫМ ЦЕЛЯМ

Прицельно-навигационная система ПНС-24 и ПНС-24М, укомплектованная недоработанным или доработанным ДИСС по ускоренному выходу из режима «Память», обеспечивает решение боевых задач при бомбометании по надводным целям во всех условиях и на режимах, рекомендованных Руководствам по летной эксплуатации самолета Су-24 (Су-24М).