Понятие административно-правовой нормы, страница 4

Административная правоспособность – это предусмотренная административно-правовой нормой способность лица приобретать права и нести обязанности в сфере государственного администрирования. Это качество установленное административно-правовой нормой, которое определяет, какими правами или обязанностями может обладать в административной сфере то или иное лицо.

Юридическая обязанность – это установленная административно-правовой нормой мера должного поведения лица.

Полномочия – можно характеризовать двояко:

  1. это право подлежащее обязательной реализации при наличии к тому оснований
  2. либо это совокупность прав и обязанностей подлежащих реализации при наличии к тому оснований

У полномочия и права есть много сходного, но есть и различия:

Право:

¾  реализуется лицом в частноправовом интересе;

¾  реализуется по потребности правообладателя;

¾  обеспечивается государством опосредованно через систему государственных органов;

¾  правом наделяются лица не властные.

Полномочия:

¾  реализуются в целях достижения государственно-значимого результата;

¾  обязательно реализуются, если к тому есть основания, т.е. обязательность осуществления полномочий;

¾  обеспечиваются принудительной силой государства непосредственно;

¾  полномочия наделяются лица обличенные властью (властным субъектам).

Общие позиции правосубъектности в основном характеризуют статус не властных субъектов административного права.

Административная правосубъектность властных субъектов характеризуется совокупностью их полномочий, а не совокупностью прав и обязанностей.

Властный субъект обладает полной правосубъектностью с момента его создания. Такой орган признается созданным с того момента как принимается положение о нем.

Административная дееспособность – это возможность лица фактическими действиями осуществлять права и нести обязанности.

Все субъекты административного права могут быть классифицированы по ряду признаков:

  1. наделенные властными полномочиями и не наделенные ими

не властные субъекты можно разделить на:

¾  государственные