|
5. СОЕДИНЕНИЯ С НАТЯГОМ 5.1. Общие сведения Объекты заданий - соединения с натягом по цилиндрической поверхности. Пример соединения показан на рис. 5.1. Нормальное к поверхности контакта давление, возникающее при сборке за счет сил упругости, обозначено р. рис 5.1 Рассчитывая соединение, необходимо: а) обеспечить способность соединения воспринимать заданную нагрузку; б) проверить прочность деталей соединения; в) установить необходимые условия сборки (силу запрессовки, температуру нагрева или охлаждения). Натяг в соединении обеспечивают при изготовлении деталей по стандартным посадкам с натягом (ГОСТ 25347-82). Каждой посадке соответствует предельные значения табличных (измеренных) минимального Nmin и максимального Nmax натягов. Принимают распределение действительных размеров деталей по нормальному закону. На рис. 5.2 показаны плотности распределения вероятностей отклонений размеров отверстий и валов от номинального размера. Предельные размеры встречаются редко. Поэтому отрезают "хвосты" распределения действительных размеров и натягов (на рис. 5.2 усеченные зоны зачернены) и допускают, тем самым, определенный риск. Полученные таким образом натяги называют вероятностными. При степени риска 0,27 % их определяют по зависимости где Nm - средний табличный натяг; ТD и Td - допуски отверстия и вала соответственно. В свою очередь (5.1) где es, ei - верхнее и нижнее отклонения размера вала от номинала; ЕS, ЕI- верхнее и нижнее отклонения отверстия. Нагрузочную способность соединения рассчитывают по минимальному вероятностному натягу посадки NP min , прочность деталей и условия сборки - по максимальному вероятностному натягу NP max. При сборке соединения микронеровности частично деформируются, уменьшая натяг, что учитывают c помощью поправки uR: (5.2) где Ra1 и Ra2 - средние арифметические отклонения профиля сопрягаемых поверхностей, мкм; к1 и к2 - коэффициенты. При Ra1 > 1,25 мкм к = 5. При Ra1 < 1,25 мкм к = 6. Расчет соединения ведут по расчетным натягам δ, меньшим измеренных N, δ = N - uR (5.3) Определяют расчетные натяги δmin и δmax , соответствующие Np min и Npmax: δmin = Np min - uR , δmax = Np max - uR (5.3’) В области упругих деформаций давления р пропорциональны расчетным натягам. (Натягу δmin соответствует рmin , натягу δmax - рmax) 5.2. Обеспечение способности соединения передавать заданную нагрузку Соединение способно передавать все виды нагрузок. Осевую силу FA, крутящий (вращающий) момент T, то и другое одновременно соединение передает за счет сил трения на сопряженных поверхностях. Изгибающий момент М и радиальную силу FR - за счет перераспределения давления р. Необходимое для передачи заданных осевой силы FA и крутящего (вращающего) момента Т давление р находят из условия предотвращения сдвига (см. рис. 5.1) (5.4) где В зависимости (5.4) обозначены: F∑ - суммарная сила; d и l - диаметр и длина соединения; к - коэффициент запаса сцепления; f - коэффициент трения (сцепления) (табл. 5.1). Таблица 5.1 Значения коэффициентов трения в соединениях с натягом
При статической нагрузке и неподвижных деталях принимают к = 2. При действии на охватываемую деталь знакопеременных напряжений изгиба (валы, вращающиеся относительно вектора нагрузки) коэффициент запаса увеличивают. При выполнении домашних заданий в таких случаях можно принять к > 3 . (Подробнее значения к см. [5] .) При нагружении соединения изгибающим моментом М необходимое для передачи соединением момента М давление, при котором не произойдет раскрытия стыка, (5.4’) Аналогично, при действии радиальной силы F (5.4”) (Нагружение соединения моментом М и силой FR не влияет на его способность передавать Т и F до тех пор, пока не произойдет раскрытие стыка.) Для передачи нагрузки пригодна посадка, у которой pmin ≥ p (5.5) где pmin - давление, соответствующее минимальному расчетному натягу δmin; p - потребное для передачи нагрузки давление, найденное по зависимостям (5.4)-(5.4"). Давление р (МПа) связано с расчетным натягом δ (мкм) формулой Лямэ (5.6) где С1 и С2 - коэффициенты деформации деталей: Величины с индексом 1 относятся к охватываемой детали, с индексом 2 - к охватывающей. Модули упругости первого рода материалов Е и коэффициента Пуассона μ (см. табл. 1.2). Диаметры d1 ,d ,d2 показаны на риc. 5.1. (Для сплошного вала d1 = 0.) В проектном расчете по найденному из зависимостей (5.4)-(5.4") значению р, определяют необходимый расчетный натяг δ по (5.6'); в проверочном расчете, зная δ, определяют соответствующее ему давление р (МПа): (5.6’) Минимально допустимый по условию передачи заданной нагрузки измеренный натяг (5.7) где δ - необходимый расчетный нагяг по (5.6'); uR - поправка на обмятие микронеровностей (5.2). 5.3. Проверка прочности соединяемых деталей При сборке деталей соединения в них возникают напряжения. Пластические деформации могут ослабить натяг, поэтому обычно ограничивают пределами текучести наибольшие эквивалентные напряжения, возникающие в собранных деталях. Условие отсутствия (недопустимых) пластических деформаций Pmax < PT min (5.8) где Рmax - давление, соответствующее максимальному расчетному натягу δmax; PT min - меньшее из двух: рT1, рT2. Давления рT1 и рT2, при которых возникают пластические деформации, в охватываемой и охватывающей деталях соответственно: (Для хрупких материалов предельно допустимые давления находят по аналогичным зависимостям, подставляя в них вместо пределов текучести σTi, условные пределы текучести, а если нет сведений о них, то - временное сопротивление σBi.) В проверочном расчете давление pmax определяют по (5.6'), подставив δmax в формулу вместо δ. Максимально допустимый прочностью деталей натяг 5.4. Условия пригодности посадки В проектном и проверочном расчетах условия пригодности посадки могут быть записаны так: Np min ≥ [N]min и Np max ≤ [N]max (5.10) где Np min , Np max минимальный и максимальный вероятностные натяги посадке (5.1). Как правило, посадку назначают в системе отверстия. Подбирают ее, задаваясь полем допуска отверстия в охватывающей детали в седьмом квалитете Н7 (реже - в восьмом - Н8) [4, 5]. В проверочном расчете условия пригодности посадки могут быть записаны и так: pmin ≥ p pmax < pT min 5.5. Условия сборки Обычно сборку осуществляют прессованием пли нагревом охватывающей детали (или охлаждением охватываемой). Необходимую силу прессования определяют, используя зависимость где fП - коэффициент трения при прессовании (см. табл. 5.1). Температура нагрева охватывающей детали (°С), необходимая для сборки, где zСБ - зазор, необходимый для обеспечения легкости сборки, мкм, обычно zСБ = 10 мкм; α2 - температурный коэффициент линейного расширения охватывающей детали. Его значения принимают такими: для стали – 12 * 10-6 °С-1, чугуна - 10 * 10 -6 °С-1, для бронзы – 19 * 10-6 °С-1. Нагрев - наиболее распространенный способ сборки. Допустима та температура [t] нагрева, при которой не происходят структурные изменения материала: для стали -[t] = 230... 250 °С; для бронзы - [ t] = 150...200 °С. Температура охлаждения охватываемой детали, необходимая для сборки, 5.6. Пример подбора посадки с натягом Рис. 5.3 Прямозубое зубчатое колесо передает крутящий (вращающий) момент Т = 400 Н * м (рис. 5.3). Вал выполнен 18 стали 45, улучшеной до 270 НВmin, колесо - из стали 40Х, улучшенной до 269...302 НВ. Сборка осуществляется нагревом колеса. Требуется подобрать посадку для передачи крутящего момента. Решение 1. Давление р (МПа). необходимое для передачи крутящего (вращающего) момента Т (Н* м) /см. 5.4/ Коэффициент запаса сцепления к = 3 (вал вращается). Коэффициент трения f = 0,14 (см. табл. 5.1, сталь - сталь, cборка нагревом). Размеры соединения: d = 50 мм, l = 60 мм. Тогда 2. Необходимый расчетный натяг 5, мкм (5.6) Модули упругости первого рода МПа E1 = E2 = Eстали = 2,1 * 105 МПа (см. табл. 1.2). Вал - полый, диаметр отверстия в вале d1 = 10 мм. Наружный диаметр ступицы считаем равным диаметру d2. Коэффициенты Пуассона = 0,3 (см. табл. 1.2). Коэффициенты деформации деталей С1, С2: 3. Поправка на обмятие микронеровностей uR /.см. (5.2)/; где Ra1 и Ra2 - средние арифметические отклонения профилей сопрягаемых поверхностей, мкм: Ra1 = 0,8 мкм; Ra2 = 1,6 мкм (см. рис. 5.3); к1 и к2 - коэффициенты, зависящие от Ra1 и Ra2 (к1 = 6, к2 = 5); uR = 6 * 0,8 + 5 * 1,6 = 12,8 мкм. 4. Минимально допустимый измеренный натяг [N] /см. (5.7)/ 5. Максимально допустимый прочностью деталей натяг (5.9) где pT min = min (pT1 и pT2). При этом где σT1 - предел текучести для материала вала, МПа σT1 = 650 МПа (см. табл. 1.2, сталь 45 при 270 НВmin); Здесь σT2 - предел текучести материала колеса, МПа; σT2 = 750 МПа (cм. табл. 1.2, сталь 40Х при 270 НВ). Тогда В итоге 6. Условия пригодности посадки (5.10) имеют вид: Np min ≥ [N]min = 40 мкм, Np max < [N]max = 196,2 мкм где Np min и Np max – минимальный и максимальный вероятностные натяги посадки соответственно: Здесь Nm - средний натяг посадки; es и ei - верхнее и нижнее отклонения вала; ES и EI - верхнее и нижнее отклонения отверстия; TD и Td - допуск отверстия и вала. 7. Рассчитываем минимальный Np min и максимальный Np max вероятностные натяги посадок с натягом в соответствии с ГОСТ 25347-82 в системе отверстия для диаметра 60 мм при выполнении отверстия с полем допуска Н7 (табл. 5.2) /см. [4, 5]/. Таблица 5.2 Результаты расчета, мкм Примечание. В обоснованных случаях допускается выбор посадки, не входящей в число рекомендованных, или проведение селективной сборки [1, 2]. 8. Пригодна посадка Н7 / u7, у которой Np min = 62, 32 мкм > [N]min = 40 мкм и Np max = 87, 68 мкм < [N]max = 196, 2 мкм. 9. Температура нагрева колеса, °С /см. (5.12)/ где zСБ - зазор для легкости сборки, мкм; zСБ = 10 мкм; α2 - коэффициент линейного расширения для материала колеса (стали), α2 = 12 * 10-6 °С-1. Тогда |
О КАФЕДРЕ • КУРС ОКДМ • КОНТРОЛЬ ПО ОКДМ • КУРС ТНУ • КОТРОЛЬ ПО ТНУ • СПРАВОЧНИК |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.