3 РАСЧЕТ ЧЕРВЯЧНОГО РЕДУКТОРА
3.1 Выбираем материал для деталей передачи
Для червяка: сталь 45, закаленная до твердости более 46 HRC, витки шлифованные [2, с. 256].
Для червячного колеса: венец изготовлен из безоловянной бронзы Бр АЖ9-4Л, отливка в землю, диск и ступица изготовлены из чугуна СЧ15 [2, т. 12.7].
Принимаем допускаемое контактное напряжение для червячного колеса при предварительно назначенной скорости скольжения Vск=4 м/с [sк]=160 МПа [2, т. 12.7].
kа = 43 – числовой коэффициент для косозубой передачи
yва = 0,5 – коэффициент ширины венца зубчатого колеса [1, c.30]
kb = 1,063 – коэффициент распределения нагрузки по длине зуба, принимаемая в зависимости от коэффициента. [2, т. 9.11].
(21)
3.2 Межцентровое расстояние:
, (22)
где a – межцентровое расстояние;
Т2 – крутящий момент на ведомом валу цилиндрической передачи, Н*мм;
(мм).
Примем по ГОСТ а=125 мм [2, т. 12.1].
3.3 Назначаем число зубьев шестерни
z1=25
Тогда число зубьев колеса:
z2=z1*Uц=25 * 4 = 100. (23)
3.4 Назначаем угол наклона зуба:
для косозубых b =10°
cosb = 0,985.
Модуль зацепления передачи
(24)
где m – модуль зацепления передачи;
а – межцентровое расстояние;
z1 – число зубьев шестерни;
Принимаем по ГОСТ m=2 мм [1, с. 30].
3.5 Основные размеры шестерни и колеса:
- диаметры делительных окружностей:
для шестерни , (25)
(мм);
для колеса , (26)
(мм);
- диаметры выступов:
для червяка da1=d1+2m, (26)
da1=80+2*8=96 (мм);
для колеса da2=d2+2m, (27)
da2=320+2*8=336 (мм);
- диаметры впадин:
для червяка df1=d1-2,4m, (28)
df1=80-2,4*8=60,8 (мм);
для колеса df2=d2-2,4m, (29)
df2=336-2,4*8=316,8 (мм);
- внешний диаметр колеса:
dm2£da2+6m/(z1+2), (30)
dm2£336+6*8/(4+2)=344 (мм),
принимаем dm2=344 мм;
- длина нарезной части червяка
b1³(11+0,06z2)*m+25, (31)
b1³(11+0,06*40)*8+25³ 132,2 (мм),
принимаем b1=133 мм;
- ширина зубчатого венца колеса:
b2£0,75da1, (32)
b2£0,75*96£72 (мм),
принимаем b2=72 мм;
- угол наклона зубьев колеса, равный углу подъема винтовой линии червяка при z1=4 и q=10, равен g=21о48’05” [2, т. 12.3].
3.6 Окружная скорость червяка:
, (33)
где d1 – диаметр делительной окружности червяка;
n1 – частота вращения ведущего вала привода;
v – окружная скорость червяка.
(м/с).
3.7 Скорость скольжения:
, (34)
где v – окружная скорость червяка;
vск – скорость скольжения;
g - угол наклона зубьев колеса.
(м/с)
3.8 Степень точности передачи S в зависимости от скорости скольжения:
S=6 [2, т. 12.8].
3.9 Уточняем допускаемое контактное напряжение:
при vск=6,57 [sк]=144 МПа [2, т.12.7].
3.10 Находим коэффициент нагрузки:
k=kq*kкц, (35)
где kq=1 – динамический коэффициент, зависящий от степени точности передачи и скорости скольжения [2, т. 12.10];
kкц – коэффициент концентрической нагрузки.
kкц=1+0,4(z2/Q)3, (36)
где z2 – число зубьев червячного колеса;
Q=70 – коэффициент деформации червяка, зависящий от z1 и q [2, т.12.9]
kкц=1+0,4(40/70)3=1,074.
Тогда коэффициент нагрузки:
k=1*1,074=1,074.
3.11 Проверочный расчет на контактную прочность
, (37)
где sк – контактное напряжение;
[sк] – допустимое контактное напряжение;
q – коэффициент диаметра червяка;
z2 – число зубьев червячного колеса;
а – межцентровое расстояние;
Т2 – крутящий момент на ведомом валу конической передачи.
(МПа).
sк=125,91<[sк] – условие прочности выполняется.
3.12 Конструктивные параметры червячного колеса
- диаметр вала под червячным колесом:
, (38)
где Т2 – крутящий момент на ведомом валу червячного редуктора;
[tк]=25 МПа – допускаемое напряжение при кручении;
dв – диаметр вала под червячным колесом.
(мм);
- длина ступицы колеса:
Lст=(1,2¸1,8)*dв, (39)
где dв – диаметр вала под червячным колесом. Lст =(1,2¸1,8)*47=56,4¸84,6 (мм).
Из условия Lст>b2 принимаем Lст=84 мм;
- диаметр ступицы колеса:
dст=(1,6¸1,8)*dв, (40)
где dв – диаметр вала под червячным колесом.
dст=(1,6¸1,8)*47=75,2¸84,6 (мм).
Принимаем dст=80 мм;
- толщина соединяемых деталей венца и диска:
d=2*m, (41)
где m – модуль зацепления зубчатых колес.
d=2*8=16 (мм);
- толщина диска:
с=0,3*b2 (42)
где b2 – ширина зубчатого венца.
с=0,3*72=21,6 (мм)
- диаметр расположения облегчающих отверстий принимаем конструктивно
D0=82 (мм)
- диаметр облегчающих отверстий принимаем конструктивно
d0=40 (мм)
- количество облегчающих отверстий принимаем конструктивно
i=4
- размер фасок принимаем в зависимости от диаметра вала под колесом
n=3мм [2, т.14.7].
3.13 Расчет соединения червячного колеса с валом
Червячное колесо крепится к валу с помощью призматической шпонки. Шпонка имеет следующие параметры:
b=14 мм – ширина шпонки;
h=9 мм – высота шпонки;
l=70 мм – длина шпонки;
t1=5,5 мм – глубина паза вала;
t2=3,8 мм – глубина паза втулки. [2, т. 4.1]
Проведем расчет шпонки на смятие. Напряжение смятия определяется по формуле (18):
,
где [sсм]=60-100 МПа – допустимое напряжение смятия.
Площадь смятия определяется формулой (20):
Асм=l*h1,
Асм=70*(9-3,5)=245 (мм2).
Сила смятия определяется формулой (19):
,
(Н).
(МПа).
sсм=35,64<[sсм] – условие прочности выполняется.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Козлова С. Н. Детали машин. Методические указания к курсовому проектированию. – Саратов: СГТУ, 1997.
2. Кузьмин А. В. и др. Расчеты деталей машин. – Минск: Высшая школа, 1986. – 400 с.
3. Иванов М. Н. Детали машин. – М.: Высшая школа, 1984. – 336 с.
4. Жуков К. П., Масленникова С. И. Расчет и проектирование деталей машин. – М.: Высшая школа, 1978. – 247 с.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.