3. Соединения деталей машин
Соединения бывают разъемные (резьбовые, шпоночные, шлицевые, штифтовые) и неразъемные (заклепочные, сварные, клеевые).
Виды соединения: крепежные (болты, винты, шпильки); ходовые или грузовые (передача винт-гайка).
В крепежных деталях резьба треугольного профиля (метрическая и трубная). Резьба может быть правая и левая; одно или многозаходная; с крупным или мелким шагом.
1. Метрическая резьба
α – угол профиля =60˚.
М10х1,5 - метрическая резьба, 10- наружный диаметр резьбы; 1,5-шаг резьбы.
d2 - средний диаметр резьбы
d1- внутренний диаметр резьбы болта ( в Примере =10);
t = 1,5мм - крупный шаг.
Все параметры резьбы стандартизируются .
n- число заходов резьбовой линии.
2. Трубная резьба
α = 55˚.
Размером трубной резьбы является внутренний размер трубы в дюймах (≈25,3мм).
Вид крепежных элементов зависит от толщины, формы и материала соединяемых деталей.
Болты применяются для соединения деталей относительно небольшой толщины, в которых можно выполнить сквозные отверстия при наличии места для размещения гайки и места под ключ.
Винты используются в случае невозможности выполнить сквозное отверстие в одной из деталей или при отсутствии места для гайки или ключа.
Шпильки применяются при отсутствии возможности выполнить сквозное отверстие в одной из деталей, а так же когда деталь, в отверстии которой нарезана резьба выполнена из мягкого материала (то есть, возможно разрушение резьбы) или форма (размеры) детали не позволяют установить болты или винты.
Расчет крепежных соединений
(1) , , Z - количество болтов |
(2) Стержень болта воспринимает поперечную нагрузку, при этом болт поставлен в отверстие без зазора:
,
dδ - диаметр не нарезной части болта
, , i -кол-во плоскостей среза для одного болта.
(3) Стержень болта воспринимает поперечную нагрузку, при этом болт поставлен в отверстие с зазором, т.е. диаметр болта чуть меньше диаметра детали (на рис. красным цветом).
В связи с возможностью сдвига деталей сила растяжки болта должна обеспечить необходимую силу трения между деталями.
, КЗ- коэффициент запаса по сдвигу (КЗ =1,3-1,5 -при статической нагрузке и КЗ =1,8-2 при динамической нагрузке).
fтр - (см. табл.) зависит от материала соединяемых деталей - коэф. трения,
i - кол-во плоскостей сдвига.
Стержень болта работает на растяжение от силы затяжки и крутящего момента при затяжке болта, который учитывает коэффициент кручения Кк -=1,3.
Болт рассчитывают на растяжение по условию силы затяжки.
, , .
1. Шпоночные соединения
Шпонка служит для соединения вала с установленной на нем деталью и предназначена для передачи вращающего момента.
По форме стандартные шпонки бывают:
1) призматические
а) с плоскими торцами: |
б) со скругленными торцами: r - радиус закругления lр- рабочая длина шпонки lр = l-b r = b/2 |
||
2) Сегментные dш - диаметр шпонки. |
3) Цилиндрический |
4) Клиновые |
|
Шпонки изготавливаются из стали 45,50,Ст.5,Ст.6. Шпонки подбираются по ГОСТ в зависимости от диаметра вала.
Для соединения детали у вала и ступицы детали выполняют пазы. Все параметры шпоночных соединений стандартизированы (в справочниках)
h, b, dш , l ≈ L-10мм, округлить по ГОСТ.
t1 - глубина паза вала;
t2- глубина паза ступицы (втулки).
19.11.04 Расчет шпоночных соединений.
1) Призматические шпонки – применяются при любом диаметре вала.
Достоинства: простота конструкции, сравнительно низкая стоимость.
Недостатки: трудность обеспечения взаимозаменяемости из-за пригонки по пазу.
t1 – глубина паза вала, t2 – глубина паза ступицы (втулки).
Стандартная шпонка рассчитывается только на смятие.
; []=60-100 (МПа); Fсм=Т/(dв/2); Асм=lp*(h-t1); lp=l-b.
При проектировании шпонки дополнительно выполняется расчет на срез – для не стандартной шпонки.
[]≈0.25[]; Fср= Т/(dв/2); Аср=b*l; l≈Lст-10мм=(результат округляется по ГОСТ).
2) Сегментные шпонки – применяют при диаметре вала не более 38 мм, т.к. глубокий паз значительно ослабляет вал.
Достоинства: простота конструкции, низкая стоимость, обеспечена взаимозаменяемость.
Недостатки: значительное ослабление вала из-за глубокого паза, поэтому, сегментные шпонки применяются для мало нагруженных передач.
; []=60-100 (МПа); Fсм=Т/(dв/2); Асм=lp*(h-t1); lp=l.
При проектировании шпонки выполняется расчет на срез (аналогично призматическим шпонкам):
[]≈0.25[]; Fср= Т/(dв/2); Аср=b*l; l≈Lст-10мм=(результат округляется по ГОСТ).
3) Цилиндрические шпонки – используются для закрепления детали на конце вала.
Достоинства: простота конструкции, низкая стоимость, удобство сборки соединения.
Недостатки: эту шпонку можно установить только на концевых участках вала.
Все стандартные шпонки рассчитываются на смятие.
; Fсм=Т/(dв/2); Асм=0,4d*l.
Проектный расчет на срез: Fср= Т/(dв/2).
4) Клиновые шпонки – применяются при больших динамических или ударных нагрузках.
Достоинства: простота сборки, выдерживает большие осевые усилия.
Недостатки: возможность применения только в тихоходных передачах при низкой точности, т.к. нарушено центрирование вала, что вызывает виение и перекос вала.
Расчет см. в справочнике.
1) Шлицевые шпонки – эти соединения как бы многошпоночные, но шпонки выполнены заодно с валом и называются шлицами или зубьями.
По сравнению со шпоночными, они обладают следующими преимуществами: лучшим центрированием на валу, большей нагрузочной способностью, надежностью.
В зависимости от профиля зубьев соединения бывают:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.