Проектирование и расчёт привода технической системы с выбором электродвигателя по ГОСТ. Вариант № 3, задание № 1, страница 2

4.1 Назначение материала шестерни и колеса

Для изготовления зубчатых колес выбираем сталь 45 с термообработкой- улучшение ГОСТ 1054-74 [5, т. 9].

Корпус выполнен из  серого чугуна СЧ 18  ГОСТ 1412-70 [5, т. 59]

Принимаем:

 для шестерни твердость  [4, т. 12.1]  при диаметре заготовки

для колеса твердость  [4, т. 12.1]  в предположении, что наибольшая толщина заготовки колеса

Тогда

4.2 Ориентировочное значение межосевого расстояния находится по формуле при к=10.

Где Т1- вращающий момент на валу шестерни, U1-передаточное отношение второй передачи.

4.3 Окружная скорость зубчатого колеса

Где - ориентировочное значение межосевого расстояния; U1-передаточное отношение второй передачи; n1- частота вращения вала шестерни

4.4 Допускаемые контактные напряжения:

4.4.1 Интерполированием находим число циклов напряжений, соответствующих перелому кривой усталости(пределу выносливости):

Для шестерни      [4, т. 12.8]

Для колеса       [4, т. 12.8]

4.4.2 Число циклов нагружения зубьев за все время работы при :

Шестерни :

Колеса 

Где n1- частота вращения вала шестерни; -требуемый ресурс передачи ; U1-передаточное отношение второй передачи; Nk1- число циклов нагружения зубьев за все время шестерни.

Эквивалентное число циклов нагружения зубьев находим по формуле, значение коэффициента   [4, т. 12.2]:

Шестерни:

Колеса

Где Nk1, Nk2- число циклов нагружения зубьев за все время шестерни, колеса.

4.4.3 Т.к. ,то по условию формулы  при условии  принимаем коэффициент долговечности  .

В предположении параметра шероховатости сопряженных поверхностей зубьев с  отклонениями профиля неровностей принимаем .

Принимаем значение коэффициента  [4, т. 12.9].

Коэффициент запаса прочности для улучшенных колес

4.4.4 Пределы контактной выносливости:

Для шестерни :   [4, т. 12.7]

Для колеса             [4, т. 12.7]

Где - среднее значение твердости шестерни и колеса.

4.4.5 Допускаемые контактные напряжения

Для шестерни: ;

Для колеса ;

Для расчета прямозубой передачи принимаем меньшее значение: ;

Где - пределы контактной выносливости для шестерни и колеса.

4.5 Допускаемые напряжения изгиба.

4.5.1 Базовое число циклов напряжений соответствует пределу выносливости зубьев при изгибе

4.5.2 Эквивалентное число циклов нагружения зубьев находим по формуле, значение коэффициента   [4, т. 12.2], при qF=6:

Шестерни:

Колеса

Где Nk1, Nk2- число циклов нагружения зубьев за все время шестерни, колеса.

4.5.3 Т.к. ,то по условию формулы  при условии  принимаем коэффициент долговечности  .

Полагая шероховатость переходной поверхности между зубьями при зубофрезировании  с отклонениями высоты микронеровностей принимаем .

При нереверсивной работе  [4, т. 12.9].

Коэффициент запаса прочности 

4.5.4 Пределы контактной выносливости зубьев при изгибе :

Для шестерни :   [4, т. 12.10]

Для колеса             [4, т. 12.10]

Где - среднее значение твердости шестерни и колеса.

4.5.5 Допускаемые напряжения изгиба:

Для шестерни: ;

Для колеса .

4.6 коэффициенты нагрузки

4.6.1 Ориентируясь на передачи общего машиностроения назначаем 8-ю степень точности передач [4, т. 11.2]

Затем интерполированием получаем  [4, т.12,5; т. 12.6]

4.6.2 Принимаем коэффициент ширины венца для симметрично расположенных относительно опор колес 

По формуле высчитаем коэффициент:

,

Где U2-передаточное отношение второй передачи.

Выбираем значение коэффициента неравномерностей распределения нагрузки в начальный период работы

Коэффициент Кw находим по таблице для зубчатого колеса (колеса с меньшей твердостью) : Кw=0,38 [4, т. 12.4].

Тогда значения коэффициента после приработки зубьев:

;

Значение коэффициента находим по формуле при GF=0.91:

4.6.3 Находим значение коэффициента распределения нагрузки между зубьями для назначенной 8-ой степени точности:

4.6.4 Находим значение коэффициентов нагрузки при КА=1:

4.7 Межосевое расстояние: уточняем межосевое расстояние :

,

Где U2-передаточное отношение второй передачи; Т2- момент вращения на валу шестерни; КН- коэффициент нагрузки; коэффициент ширины венца для симметрично расположенных относительно опор колес ; -допускаемое контактное напряжение.

Принимаем по ГОСТ аw=140 мм.

4.8 Ширина венца колеса и шестерни

Где коэффициент ширины венца для симметрично расположенных относительно опор колес; aw- межосевое расстояние.

4.9 Нормальный модуль зубьев:

Минимальное значение:

мм;

Максимальное значение:

мм;

 Где U1-передаточное отношение второй передачи; Т1- момент вращения на валу шестерни;  aw- межосевое расстояние; b2-ширина венца колеса; KF- коэффициент нагрузки; -допускаемые напряжения изгиба для колеса.

Принимаем m=3 мм [4, т.11.1]

4.10 Число зубьев колес

Суммарное число зубьев:

Число зубьев шестерни  и колеса:

Где aw- межосевое расстояние; U1-передаточное отношение второй передачи; m- нормальный модуль зубьев.

4.11 Фактическое передаточное число:

Где  число зубьев шестерни и колеса.

Для дальнейших расчетов принимаем .

4.12 Проверочный расчет на контактную прочность.

;

Что меньше допускаемого значения . Контактная прочность зубьев обеспечена, поэтому рассчитанные параметры передачи принимают за окончательные.

Где КН- коэффициент нагрузки; U1-передаточное отношение второй передачи; Т1- момент вращения на валу шестерни; b2-ширина венца колеса; aw- межосевое расстояние.

4.13 Сила в зацеплении

Окружная сила:

Где U1-передаточное отношение второй передачи; Т1- момент вращения на валу шестерни; aw- межосевое расстояние.

Радиальная сила: ;

Где Ft- окружная сила.

4.14 Проверочный расчет на прочность при изгибе

Принимаем значения коэффициентов и концентрации напряжений для немодифицированного зацепления(х=0):

Для шестерни:    [4, т. 13.1];

Для колеса     [4, т. 13.1].

Принимаем расчетные коэффициенты: .

Расчетные напряжения изгиба в основании ножки зуба

Колеса:

шестерни

где b2-ширина венца колеса; m- нормальный модуль зубьев; KF- коэффициент нагрузки.

Прочность зубьев обеспечена.

4.15 Основные геометрические размеры передачи

4.15.1 Делительные диаметры шестерни и колеса:

Где m- нормальный модуль зубьев; - число зубьев шестерни и колеса.

4.15.2 Диаметры вершин шестерни и колеса:

Где m- нормальный модуль зубьев; d1,d2- делительные диаметры шестерни и колеса.

4.15.3 Диаметры впадин шестерни и колеса

Где m- нормальный модуль зубьев; d1,d2- делительные диаметры шестерни и колеса.

4.15.4 Межосевое расстояние

.

4.15.5 Диаметр вала:

;