Планирование работы над ВКР (курсовой работой) и ее этапы. Подготовка ВКР к защите и процедура защиты, страница 3

Собственно исследование и его результаты излагаются в последующих (второй, третьей ...) главах. При этом основной доказательной базой исследования в области языка должны являться текстовые иллюстрации. Приводя эти иллюстрации, автор дает их описание, характеризует или классифицирует их с позиций основополагающей теории, обеспечивая, таким образом, связь между теоретической и практическими главами. Принципиальным является вопрос о том, сколько текстовых иллюстраций составляет достаточную цифру для одного и того же явления. Точки зрения по этому вопросу расходятся (от двух - до десяти). Общепризнанным является лишь утверждение о том, что один пример не может иллюстрировать рекуррентности языкового явления. Он может быть случайностью, ошибкой отправителя сообщения или оплошностью наборщика текста. В этой связи для большей убедительности автору выпускной квалификационной работы рекомендуется иллюстрировать каждое явления четырьмя-пятью примерами, извлеченными из авторитетных текстов.

Каждая глава завершается выводами, а заключение подводит итог исследованию. При этом заключение не должно представлять арифметическую сумму выводов к каждой из глав работы. Обобщить итог, значит представить исследование в сжатой форме, определить его место в общей теории данного вопроса, наметить пути его практического применения, определить перспективность дальнейших разработок в данной области.

Распространенной ошибкой является оформление данной части работы в виде зеркального отображения введения. Если во введении автор говорит о том, что ему предстоит сделать, в заключении он повторяет тот же самый материал, представляя его как уже выполненную работу. При этом автор выпускной или курсовой работы часто не скупится на лестные эпитеты в отношении собственного исследования. Имеются в виду обороты типа: мы провели тщательный и глубокий анализ; результаты работы достоверно свидетельствуют: нами собран достаточный фактический материал и т.п. Такие обороты по сути дела дают оценку всей работе, что не входит в компетенцию ее автора.

Наряду с введением теоретической и исследовательскими главами и заключением в структуру работы могут факультативно входить приложения. В зависимости от темы этими приложениями могут быть специальные глоссарии, перечни синтаксических конструкций, схемы и графики, разработки школьных уроков и т.д. Все они имеют целью представить работу как практически значимую.

Планирование работы над ВКР (курсовой работой) и ее этапы

Выпускная квалификационная работа (курсовая работа) выполняется в строгом соответствии с графиками, разработанными и утвержденными на кафедре.

Составление плана исследования практически наполовину обеспечивает ее успех, поэтому к данному этапу подготовки выпускной квалификационной работы (курсовой работы) следует подходить со всей ответственностью. Между тем план исследования может и не являться первым этапом работы над исследованием. Перед его составлением студенту необходимо изучить несколько монографий, освещающих данную и смежные темы, чтобы определить круг вопросов и проблем, над которыми необходимо работать. Именно поэтому определяться с темой ВКР следует не на выпускном курсе, а на год или два раньше. Целесообразно также начинать работу над темой в порядке выполнения курсовой работы, изучения дисциплины по выбору, участия в студенческих научных обществах, выступлений на студенческих конференциях.


План работы может составляться самостоятельно или с помощью научного руководителя. В ходе исследования он может корректироваться в порядке изменения формулировок, добавлений новых пунктов или исключения ранее запланированных и т.д. В конечном итоге план работы должен по сути дела представлять ее оглавление. Основное требование к плану (и, соответственно, к оглавлению) - точность формулировок, логичность, связь одного раздела с другими.