Планирование работы над ВКР (курсовой работой) и ее этапы. Подготовка ВКР к защите и процедура защиты, страница 2

Структура н содержание выпускной квалификационной (курсовой) работы

Как структура, так и содержание работы определяются в первую очередь темой исследования. Между тем в российской практике подготовки выпускников сложились определенные традиции, которые в настоящее время и определяют основные требования в данной области.

Согласно этим требованиям обязательными частями ВКР (курсовой работы) являются введение, теоретическая основа, собственно исследование и заключение.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, ее цели и задачи, отмечается ее новизна и практическая значимость, называются методы исследования, и характеризуется ее структура.

Актуальность. Словосочетание «актуальность темы исследования» предполагает своевременность данного исследования, его целесообразность и приоритетность по отношению к другим темам и событиям. Именно эти положения и следует обосновывать при определении актуальности темы. Ошибочно определять актуальность через недостаточность теоретических разработок в той или иной области. Актуальность не есть новизна. Скорее это дальнейшая разработка материалов уже доказавших свою полезность.

Вместе с тем любая ВКР (курсовая работа) должна нести в себе и элементы научной новизны, степень которой зависит от характера и сущности исследования. Научная новизна может определяться теоретическими положениями, которые впервые появляются в научной работе (например, новыми классификациями, новыми методами или приемами обучения, новыми трактовками уже известных положений и т.д.) или новым практическим результатом.

Цель ВКР (курсовой работы) должна иметь практический характер. Как правило, это определенная систематизация, обобщение, определение рекомендаций.

Задачи ВКР (курсовой работы) - есть пути достижения цели.

Метод исследования - способ получения научных знаний, а также практических умений и навыков, в той или иной сфере функционирования языка.

Практическую значимость целесообразно определять через потребности средней школы. При этом не обязательно, если результаты исследования будут востребованы лишь в учебном процессе. К потребностям школы можно относить и разработки, решающие проблемы воспитания, материального обеспечения (например, библиотеки), проблемы занятости школьников во внеурочное время и т.п.

Наряду с перечисленным во введении могут быть упомянуты и иные элементы аппарата исследования. К ним относятся гипотеза, объект и предмет исследования, теоретическая значимость, практическая значимость.

Теоретическая основа ВКР (курсовой работы) - это положения языковой науки, на которых автор строит все свои суждения и всю свою аргументацию. Как правило, теоретическая основа ВКР (курсовой работы) излагается в первой главе. За такую основу может быть принята какая-то авторитетная теория в той или иной области языка. Наряду с основополагающей концепцией первая глава должна излагать также и смежные теории или точки зрения, в той или иной степени, отличающиеся или противостоящие основополагающей теории. Излагая эти точки зрения, автор ВКР (курсовой работы) должен вести полемику с их приверженцами, аргументируя тот факт, что избранная им в качестве основополагающей теория является наиболее приемлемой для целей его исследования.