Следует помнить, что при сравнении стоимостных показателей нужно обеспечить их сопоставимость. Для этого необходимо иметь информацию об индексации заработка работника, произведенного в соответствии с коллективным договором. Сопоставимость стоимостных показателей обеспечивается путем пересчета средней заработной платы работников и фонда оплаты их труда отчетного периода на средний коэффициент индексации заработка (kind).
Esp===127130 руб.;
zsp===33632,7 руб.
Должно соблюдаться требование опережающего роста производительности труда над средним заработком в сопоставимых условиях. При таком соотношении темпов роста рассматриваемых показателей обеспечивается снижение себестоимости продукции (работ, услуг) в части затрат труда.
2 ∆Ez(ez∑plb)=-3157,685
1 2.1 2.2
Ez0 Ez0I∑PLb Ezsp Ez1
143454 143454*0,99684= 127130 139843
=143000,685
|
||||||
∆Ez=-3611
Схема 2.2. Схема расчетов, выполняемых при общей характеристике изменения фонда оплаты труда, тыс.руб.
Абсолютный прирост фонда оплаты труда составил -3611 тыс.руб. Изменение фонда оплаты труда относительно выполненного объема перевозок составило -453,315 тыс.руб. Экономия сложилась и по фактору себестоимости 10 т-км брутто в части затрат на оплату труда (-3157,685 тыс.руб.). На повышение заработка путем его индексации было направлено 12713 тыс.руб. Нужно отметить, что в определенной части источником этих средств была экономия, полученная за счет улучшения качественных факторов, характеризующих использование трудовых ресурсов. К этим факторам относят изменение:
-производительности труда;
-уровня квалификации работников;
-системы оплаты труда;
-материального стимулирования и др.
По данным факторам достигнута экономия 15870,685 тыс.руб.
∆z=-508
1 2
z0 zsp z1
37504 33632,7 36996
Cхема 2.3. Схема расчетов, выполняемых при общей характеристике изменения среднего заработка работников, руб.
Средний заработок работников по качественным факторам снизился на 3871,3 руб. при росте производительности на 0,9%.
В локомотивном депо ситуация сложилась таким образом, что при увеличении производительности труда средний заработок был сокращен, следовательно можно говорить об экономии средств в части затрат на оплату труда:
Ie∑Plb z=*100=97,793 %
Таким образом, себестоимость в части затрат на оплату труда снизилась на 2,2%, что привело к экономии 3157,685 тыс.руб.
Исходная аналитическая модель: N=
Оценка влияния изменения укрупненных факторов на контингент работников, зависящих от объема перевозок, приведена в таблице 2.2.
При этом влияние трудоемкости работ и изменения рабочего времени среднесписочного рабочего на производительность труда определяется на основе результатов анализа численности рабочих по этим факторам с использованием способа долевого распределения.
, где =
N▼=∑ Ni 0brI v ibr+∑ Ni 0rmI v irm+ N0up I∑Plb
Оценка влияния на численность работников укрупненных факторов выполняется согласно схеме 2.4.
часа;
часа;
часов;
часов.
Таблица 2.2
Оценка влияния на потребность в контингенте работников депо изменения трудоемкости работ и рабочего времени
Вид работ |
№ строки |
Темп роста,% |
Среднесписочная численность работников,чел. |
Влияние трудоемкости работ |
Влияние изменений рабочего времени |
||||||
Оъема работ |
Затрат труда |
Базис |
Базис,персчитанный на индекс |
Отчет |
на потребность в контингенте работников,чел. |
на производительность труда,тыс.т-км брутто/чел. |
на потребность в контингенте работников,чел. |
на производительность труда,тыс.т-км брутто/чел. |
|||
Объема работ |
Затрат труда |
||||||||||
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Локомотивные бригады Электровозная тяга: пассажирское движение |
1 |
96,207 |
85,805 |
118 |
113,524 |
101,250 |
108 |
-12,274 |
49,002 |
6,750 |
-26,949 |
грузовое движение |
2 |
102,142 |
96,676 |
153 |
156,278 |
147,915 |
158 |
-8,363 |
33,388 |
10,085 |
-40,264 |
Итого электровозная тяга |
3 |
- |
- |
271 |
269,802 |
249,165 |
266 |
-20,637 |
82,390 |
16,835 |
-67,212 |
Моторвагонная тяга |
4 |
96,158 |
87,102 |
156 |
150,007 |
135,880 |
150 |
-14,127 |
56,400 |
14,120 |
-56,373 |
Тепловозная тяга: грузовое движение |
5 |
98,883 |
96,149 |
89 |
88,006 |
85,573 |
90 |
-2,433 |
9,713 |
4,427 |
-17,676 |
хозяйственная работа |
6 |
96,112 |
87,100 |
11 |
10,572 |
9,581 |
11 |
-0,991 |
3,958 |
1,419 |
-5,665 |
маневровая работа |
7 |
100,489 |
88,480 |
140 |
140,685 |
123,872 |
142 |
-16,812 |
67,122 |
18,128 |
-72,373 |
Итого тепловозная тяга |
8 |
- |
- |
240 |
239,263 |
219,026 |
243 |
-20,237 |
80,793 |
23,974 |
-95,713 |
Всего по локомотивным бригадам |
9 |
- |
- |
667 |
659,071 |
604,071 |
659 |
-55,001 |
219,583 |
54,929 |
-219,298 |
Всего по основным рабочим,занятым на ТРТО локомотивов |
10 |
96,491 |
105,656 |
319 |
307,807 |
337,043 |
323 |
29,236 |
-116,723 |
-14,043 |
56,067 |
Контингент работников,зависящих от объема работ по перевозкам |
11 |
- |
- |
986 |
966,878 |
941,114 |
982 |
-25,764 |
102,860 |
40,886 |
-163,232 |
N0up I∑Plb N0up N1up
289*0,99684=288,087 289 278
N0 N0I∑Plb ∑ Ni 0brI v ibr ∑ Ni 0brI ∑Nti br Ni 1br N1
1275 1275*0,99684=1270,971 659,071 604,071 659 1260
∑ Ni 0rmI v irm ∑ Ni 0rmI ∑Nti rm Ni 1rm
307,807 337,043 323
Схема 2.4. Схема оценки влияния на контингент работников депо укрупненных факторов, чел.
Вывод
Таким образом, за изучаемый период потребность в контингенте работников депо сократилась на 15 человек. При этом, как уже отмечалось выше, это произошло, главным образом, за счет роста производительности труда на 0,8%, что позволило высвободить 11 человек. Но производительность труда представляется сложным фактором, который нуждается в детализации.
Наибольшее влияние на высвобождение трудовых ресурсов по анализируемому депо оказали факторы, зависящие от усилий коллектива. Это снижение трудоемкости работ локомотивных бригад, позволившее высвободить 55 человек, и высвобождение части условно-постоянного контингента (-11 человек). Причем, следует отметить, что трудоемкость ремонтных работ увеличилась, что привело к росту потребности в рабочей силе на 29 человек.
Среди факторов, отражающих условия работы, наибольшее влияние на снижение численности работников депо оказал состав выполняемых работ (-16 человек). Трудоемкость же перевозок в доле затрат труда условно-постоянного
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.