Данные табл.5 будут зависеть от того, на каком рынке действует предприятие, то есть от того, какое количество предприятий производит и продает аналогичную продукцию, как сильно отличается продукция предприятия от другой продукци, существуют ли препятствия для вхождения на рынок данного продукта. От этого, в конечном итоге, зависит ценовая политика предприятия.
Если (Ваше) предприятие действует на рынке, где очень большое количество продавцов реализует стандартную продукцию, и препятствия для вхождения на рынок этого продукта практически отсутствуют, то есть предприятие действует в условиях совершенной конкуренции, то цена продукта задается рынком. Цена остается неизменной независимо от объема предложения отдельным предприятием. Конкурентная фирма является "ценополучателем" ("рrісе taкеr"). Потому спрос на продукцию конкурентной фирмы является абсолютно эластичним, графически имеет вид почти горизонтальной линии на уровне рыночной цены.
Несовершенно конкурентными считаются рынки, на которых или покупатели, или продавцы в своих решениях учитывают собственную способность влиять на рыночную цену. Эта особенность меняет поведение предприятий и распределение ресурсов.
Если же предприятие действует на рынке, который характеризуется несовершенной конкуренцией (достаточно небольшое количество фирм, которые производят аналогичную, но неидентичную продукцию; или вообще отсутствуют продажи определенной продукци в Вашем регионе; значительной является неценовая конкуренция; существуют препятствия для свободного вхождения в отрасль; отсутствует свободный доступ к информации и т.д.), то цена продажи детерминируется предприятием. При этом предприятие может исходить из:
- цены продаж аналогичного товара за границей;
- платежеспособного спроса населения на товары и услуги, которые имеют такие же потребительские качества (это, как известно, максимальная граница цены);
- собственных затрат на производство и реализацию определенного товара или услуги.
Кривая спроса в этом случае будет нисходящей с отрицательным наклоном, который отображает обратную зависимость между ценой продукта и объемом его продаж. Она может быть установлена несколькими путями:
1) путем исследований потенциальных покупателей (их опроса по поводу готовности платить за определенный товар или услугу ту или другую цену), проведенных маркетинговой службой предприятия;
2) путем экспертной оценки руководством предприятия, работниками финансового отдела, бухгалтерией и службой сбыта, которые могут дать ориентированную количественную оценку возможных продаж продукции предприятия при каждой конкретной цене;
3) на основе отчетных данных за период, который предшествует отчетному.
При виборе третьего пути приведенные в табл. 3 исходные данные по объему продаж (производства) и соотвествующие значения цен на продукцию за 12 месяцев вводятся в компьютер, и виполняется их обработка с помощью метода наименьшихх квадратов для получения закона спроса в виде уравнения гиперболы.
или прямой (Р=А), де А и К - константы уравнения (рассчитываются компьютером).
Это уравнение приводится на странице «Производственные функции» и потом используется компьютерной програмой для следующих расчетов цены при любых возможных значениях Q (изображены на рис. 1).
Обратите внимание на то, что спрос оказывает влияние не только цены, но и неценовых факторов (дохода, вкусов, ожиданий потребителей и т.д.). Потому в этом случае необходимо использовать статистику потребления товара или услуги при других равных условиях с точки зрения на корректирующие коэффициенты (роста инфляции, доходов и т.д.).
В конце параграфа 3.1 охарактеризуйте кривую спроса на продукт, произведенный предприятием.
3.2. Расчет эластичности спроса
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.