Педагогическая практика в профессиональной подготовке учителя начальных классов

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Ответьте на вопрос: «Каково значение психологии в теории начального обучения».

Задание 2. Посетите урок и сделайте его психологический анализ в соответствии с предложенной схемой.

Блок I

Анализ учебной деятельности и эмоционального состояния учащихся на уроке

1.1.    Позиция учащихся на уроке (активная, пассивная).

1.2.    Преобладающий тип учебной мотивации (непосредственная мотивация: интерес, увлеченность процессом работы, желание узнать, разобраться и т.п.; опосредованная «+» оценка, одобрение учителя, признание окружающих, соревновательные мотивы; опосредованная «-» мотивация: страх получить «-» отметку, избегание дисциплинарных моментов и критики).

.         Наличие инициативы у учащихся, раскрепощенность на уроке (вопросы, дополнения, комментарии).

.         Уровень самостоятельности у учащихся при работе на уроке (постановка учебных задач, планирование, самоорганизация, самооценка - высокий уровень).

.         Ориентация учащихся на уроке (на творческую или на исполнительскую деятельность).

.         Преобладающее на уроке самочувствие, настроение (напряжение, страх, воодушевленность, азарт, равнодушие, скука, агрессия, заинтересованность, энтузиазм, жизнерадостность, манерность, подавленность, раздражительность).

.         Отношение учащихся к учителю (уважительное, зависимо-подчиненное, агрессивное, доброжелательное, равнодушное, восхищенное).

.         Тип взаимодействия учащихся на уроке (кооперация, конкуренция, обособленность).

.         Отношение учащихся к своим ошибкам (негативные эмоции или стремление разобраться, исправить ошибки).

Блок II

Структура и динамика урока

. Логика построения урока (постановка учебной задачи, указание ее роли и значения в изучаемой теме, указание ее связи с другими блоками материала, соответствие этапов урока учебной задаче, связанность и обособленность переходов, подведение итогов).

. Темп урока (соответствие возможностям учащихся по восприятию и переработке информации).

. Ритм урока (регулирование эмоциональной насыщенности урока, соответствие нагрузки фазам работоспособности, наличие пауз, кульминационных моментов, переключение на другие виды деятельности эмоциональное завершение урока).

Блок III.

Анализ деятельности учителя на уроке

. Преобладающее эмоциональное состояние (заинтересованность, увлеченность, равнодушие, спокойствие, раздражительность, гнев, ирония).

3.2. Психологическая позиция учителя («над», «под», «рядом», «вместе»).

. Эмоциональная устойчивость и владение собой.

. Умение слушать, эмпатия.

. Разнообразие и эффективность способов активизации учащихся на уроке:

·  занимательность изложения, эмоциональная выразительность речи и поведения;

·  использование наглядности;

·  разнообразие предлагаемых занятий;

·  использование проблемного подхода в изложении;

·  использование активных методов обучения;

·  умение найти связь между тем, что изучается на уроке и тем, что важно, интересно для детей;

·  умение донести до учащихся практическую важность изучаемого;

·  четкая постановка задач, умение связать их с отдельными целями, дать учащимся увидеть перспективы.

Раздел V. Теория воспитания

Задание 1. Посетите внеклассные мероприятия, проводимые учителем по одному из предметов, и проведите анализ, используя предложенные схемы 1-2.

Схема 1

I. Тема и цель мероприятия

Актуальность темы, ее соответствие программному материалу по учебному предмету, воспитательным задачам, возрастным особенностям, запросам и интересам учащихся. Целесообразность избранной формы. Участие школьников в выборе темы мероприятия.. Подготовка мероприятия

Наличие и продуманность плана и программы мероприятия, их соответствие методическим требованиям. Выбор и качество оформления помещения. Наличие и готовность дополнительных средств (технических средств, музыкальных инструментов и т.д.). Участие школьников в подготовке мероприятия: распределение поручений, активность, самостоятельность в выполнении.

III. Проведение мероприятия

Точность и организованность начала, четкость и соответствие дальнейшего хода программы мероприятия, его завершение. Отступления от плана и их обоснованность. Продолжительность мероприятия.

IV. Содержание мероприятия

Педагогическая направленность и целесообразность: воспитывающий и развивающий характер, соответствие возрастным особенностям, интересам и запросам учащихся, связь с жизнью класса и школы, соответствие формы мероприятия его содержанию.

V. Роль и поведение учащихся и учителя

Участие школьников в проведении мероприятия, формы их участия

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Дипломные работы
Размер файла:
942 Kb
Скачали:
0