Ответьте на вопрос: «Каково значение психологии в теории начального обучения».
Задание 2. Посетите урок и сделайте его психологический анализ в соответствии с предложенной схемой.
Блок I
Анализ учебной деятельности и эмоционального состояния учащихся на уроке
1.1. Позиция учащихся на уроке (активная, пассивная).
1.2. Преобладающий тип учебной мотивации (непосредственная мотивация: интерес, увлеченность процессом работы, желание узнать, разобраться и т.п.; опосредованная «+» оценка, одобрение учителя, признание окружающих, соревновательные мотивы; опосредованная «-» мотивация: страх получить «-» отметку, избегание дисциплинарных моментов и критики).
. Наличие инициативы у учащихся, раскрепощенность на уроке (вопросы, дополнения, комментарии).
. Уровень самостоятельности у учащихся при работе на уроке (постановка учебных задач, планирование, самоорганизация, самооценка - высокий уровень).
. Ориентация учащихся на уроке (на творческую или на исполнительскую деятельность).
. Преобладающее на уроке самочувствие, настроение (напряжение, страх, воодушевленность, азарт, равнодушие, скука, агрессия, заинтересованность, энтузиазм, жизнерадостность, манерность, подавленность, раздражительность).
. Отношение учащихся к учителю (уважительное, зависимо-подчиненное, агрессивное, доброжелательное, равнодушное, восхищенное).
. Тип взаимодействия учащихся на уроке (кооперация, конкуренция, обособленность).
. Отношение учащихся к своим ошибкам (негативные эмоции или стремление разобраться, исправить ошибки).
Блок II
Структура и динамика урока
. Логика построения урока (постановка учебной задачи, указание ее роли и значения в изучаемой теме, указание ее связи с другими блоками материала, соответствие этапов урока учебной задаче, связанность и обособленность переходов, подведение итогов).
. Темп урока (соответствие возможностям учащихся по восприятию и переработке информации).
. Ритм урока (регулирование эмоциональной насыщенности урока, соответствие нагрузки фазам работоспособности, наличие пауз, кульминационных моментов, переключение на другие виды деятельности эмоциональное завершение урока).
Блок III.
Анализ деятельности учителя на уроке
. Преобладающее эмоциональное состояние (заинтересованность, увлеченность, равнодушие, спокойствие, раздражительность, гнев, ирония).
3.2. Психологическая позиция учителя («над», «под», «рядом», «вместе»).
. Эмоциональная устойчивость и владение собой.
. Умение слушать, эмпатия.
. Разнообразие и эффективность способов активизации учащихся на уроке:
· занимательность изложения, эмоциональная выразительность речи и поведения;
· использование наглядности;
· разнообразие предлагаемых занятий;
· использование проблемного подхода в изложении;
· использование активных методов обучения;
· умение найти связь между тем, что изучается на уроке и тем, что важно, интересно для детей;
· умение донести до учащихся практическую важность изучаемого;
· четкая постановка задач, умение связать их с отдельными целями, дать учащимся увидеть перспективы.
Раздел V. Теория воспитания
Задание 1. Посетите внеклассные мероприятия, проводимые учителем по одному из предметов, и проведите анализ, используя предложенные схемы 1-2.
Схема 1
I. Тема и цель мероприятия
Актуальность темы, ее соответствие программному материалу по учебному предмету, воспитательным задачам, возрастным особенностям, запросам и интересам учащихся. Целесообразность избранной формы. Участие школьников в выборе темы мероприятия.. Подготовка мероприятия
Наличие и продуманность плана и программы мероприятия, их соответствие методическим требованиям. Выбор и качество оформления помещения. Наличие и готовность дополнительных средств (технических средств, музыкальных инструментов и т.д.). Участие школьников в подготовке мероприятия: распределение поручений, активность, самостоятельность в выполнении.
III. Проведение мероприятия
Точность и организованность начала, четкость и соответствие дальнейшего хода программы мероприятия, его завершение. Отступления от плана и их обоснованность. Продолжительность мероприятия.
IV. Содержание мероприятия
Педагогическая направленность и целесообразность: воспитывающий и развивающий характер, соответствие возрастным особенностям, интересам и запросам учащихся, связь с жизнью класса и школы, соответствие формы мероприятия его содержанию.
V. Роль и поведение учащихся и учителя
Участие школьников в проведении мероприятия, формы их участия
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.