Объект, предмет, структура и функции социологии. Предпосылки возникновения социологии. О. Конт – основоположник социологии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

СОЦИОЛОГИЯ

Ответы на вопросы

1.  Ответы на экзаменационные вопросы по курсу “Социология”

Объект, предмет, структура и функции социологии / Предпосылки возникновения социологии. О. Конт – основоположник социологии / Социологические взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса. Материалистическое понимание истории и его роль в анализе социальных явлений / Русская социологическая школа / Основные направления современной социологии / Общество как целостная социокультурная система / Типология обществ. Современное общество, тенденции его развития / Формационный и цивилизационный подходы к анализу развития общества / Социальные изменения, их формы / Социальные группы: общая характеристика и классификация / Социальные организации: основные черты, структура, виды. / Социальные институты, их роль в жизни общества. Типология социальных институтов. / Регулирование общественной жизни: управление и самоорганизация. / Политическая система общества как регулятор общественной жизни: сущность, структура, функции / Государство как политический институт / Гражданское общество и правовое государство / Сущность, структура, функции, типология социальных конфликтов / Сущность и содержание социальной политики, ее особенности в РФ / Культура как социальное явление. Сущность, структура, функции культуры / Понятие личности в социологии. Основные теории личности: марксистская, ролевая, теория «зеркального Я» / Социализация личности. Фазы и этапы социализации / Понятие социальной структуры и социальной стратификации / Теория классов и теория социальной стратификации. Их своеобразие и значение для социологического анализа общества / Особенности социально-классовой структуры современного российского общества / Социально-этнические общности и отношения / Поколения как субъекты общественной жизни. Связь поколений. Конфликт поколений / Трудности социальной адаптации поколения. Социальные проблемы детей, молодежи, людей зрелого возраста, пожилых людей / Социальная сущность, функции, типология семьи / Современная семья: проблемы и тенденции развития / Социальные аспекты демографических процессов / Образование как социальный институт. Кризис образования / Социальный контроль: сущность, функции, виды / Понятие и причины девиантного поведения / Формы проявления девиатного поведения / Социологическое исследование как инструмент познания общества. Классификация социологических исследований / Программа социологического исследования, ее структура / Основные методы социологических исследований: опрос, анализ документов, наблюдение, эксперимент / Анкета – инструментарий анкетного опроса. Композиция анкеты, классификация вопросов анкеты

2.  Ответы на вопросы по социологии

Почему и когда возникает социология как специфическая отрасль научного знания? / В чем состоит диалектика фундаментальных и прикладных исследований в социологии? / Какие исторические условия и теоретические предпосылки способствовали развитию русской социологической мысли? / Почему в современном мире социология становится одной из ведущих общественных наук? / Как соотносится между собой понятие “общество” и социальная система”? / Каково соотношение понятий “культура”, “цивилизация” и “общество”? / Каковы основные признаки, присущие обществу как социальной системе? / В чем проявляются признаки социальной нестабильности и с помощью каких механизмов можно с ними бороться? / Перечислите основные признаки общества / Почему П.А. Сорокин в работе “Социокультурная динамика” говорит о кризисе культуры западной цивилизации? / Назовите основные закономерности общественного развития / В каком смысле можно рассматривать общество как субъект исторического развития? / Какова взаимосвязь между состоянием общества и культурой как формой общественного развития? / Определяя понятие “культура” Т. Парсонс… / Как соотносятся между собой понятия “общество”, “социальная система” и “социальная структура” / Какие важнейшие социальные институты общества вы знаете? / Что входит в понятие “социальный институт” и каково его соотношение с понятием “социальная система”? / Какие функции в обществе выполняет социальная организация? / Какие два типа социальной организации могут существовать в обществе? Назовите их отличительные черты и дайте краткую характеристику / Каково соотношение понятий “социальное изменение”, “социальное развитие”, “социальный прогресс”? / Назовите и кратко охарактеризуйте основные виды социальных процессов / Проанализируйте конкретный социальный процесс, происходящий в современном обществе, например, процесс формирования новых экономических и политических структур российского общества / Как вы понимаете слова М. Ганди… / Возможно ли выделить универсальные критерии социального прогресса и если нет, то почему? / Определите понятие “социальная мобильность” и дайте характеристику ее основных видов / В чем состоит смысл социальных связей и каковы их внутреннее строение? / Каковы структура социальных связей и основные ее элементы? / Перечислите основные отличительные черты социального взаимодействия и охарактеризуйте каждую из них / Какие виды социального взаимодействия вы знаете? / Как вы определите понятие “социальный конфликт” / Один из известных социологов (М. Вебер)… / В чем состоят объективные причины, способствующие формированию социального консенсуса? / Возможно ли достижение “полного” социального консенсуса в обществе и если нет, почему? / На каких принципах возможно осуществить процесс регуляции социальных связей? /  Каковы тенденции развития политических отношений в современном российском обществе? / В чем состоит содержание принципов управления? / Какие основные социологические концепции управления вы знаете? / Каково происхождение управления, его цели и задачи / По каким критериям можно классифицировать методы управления? / Какая существует связь между целями, принципами, функциями и методами управления? / Одним из основных факторов экономических успехов Японии считается практика управления японскими фирмами. На каких базовых принципах строится система управления японского типа? / В чем состоит системный характер управления? / В чем специфика социальных функций полов? / Какие исторические этапы проходит в своем становлении и развитии нация? / Каковы современные тенденции в развитии отдельной нации? / В чем причины межнациональных конфликтов, возникающих так часто в современном мире? / В чем состоит сущность современного этнического парадокса? / Какие методы используются для прогнозирования межнациональных конфликтов? / Какова социальная структура личности? / Что изучает такая наука, как социальная валеология? / Существуют ли резервные возможности и ресурсы в условиях экстремальной ситуации у социальной системы в целом и у личности? / С чем связано понятие “культурно одобряемого отклонения”. В чем причина такого рода отклонений? / Какие основные типы отклоняющегося поведения называет в своей концепции Р. Мертон? / Как вы понимаете высказывание русского философа Д. Андреева о том, что грядущее “предстает как непрерывно ветвящееся цепь дилемм. Каждое звено этой цепи двойственно: оно составляет пару взаимоисключающих возможностей”?  / Используя метод наблюдения и его основные разновидности, проведите социологическое исследование вашей профессиональной или учебной группы на выбранную вами тему / Разработайте программу опроса, сформулируйте его цель и задачи. Обоснуйте необходимость его применения и выбор вида опроса / Разработайте проект программы социологического исследования процесса социального развития региона, города, поселка, где вы проживаете. Определите цель и задачи исследования. Сформулируйте гипотезы / Роль социологии в жизни общества / Предмет и основные проблемы экономической социологии / Предмет социологии труда и ее взаимосвязь с экономической социологией / Культура и личность. Механизмы освоения и производства культуры личностью / Свобода человека и социальные механизмы регуляции поведения

3.  Ответы на вопросы по социологии

1.Социальная сфера, ее элементы

2.Социальные различия, противоречия

3.Социальное отчуждение

4.Социальное партнерство

5.Социальная справедливость

6.Бытовые отношения

7.Роль традиций в обществе

8.Социальное обеспечение

9.Социальные программы

10.Социальный идеал

11.Социальная активность

4.  Ответы на вопросы по социологии

Объект и предмет социологии. Структура и функции социологии / Виды социологических исследований. Методы сбора социологической информации / Сущность позитивизма и его в социологии О. Конта / “Органицистская” теория Г. Спенсера / “Социологизм” и теория социальной солидарности Э. Дюркгейма / Марксистская социологическая концепция / “Понимающая”

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Социология
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
118 Kb
Скачали:
0