последнее время резко возросло количество работ, посвященных альтернативным формам воспитания детей-сирот (Т. Т. Бурлакова[8], Г. Д. Гусарова[9], И. Ф. Дементьева[10], И. Б. Дерманова[11], О. П. Елисеев[12]). В зарубежной литературе проблематика социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей также широко представлена описанием альтернативных форм их воспитания, однако эти формы в большинстве случаев не могут быть перенесены на российскую действительность.
В целом, налицо дефицит публикаций, отражающих специфику условий социальной адаптации именно выпускников детских домов.
Целью курсовой работы является исследование условий социальной адаптации выпускников детских домов и разработка рекомендаций по их оптимизации.
Достижение этой цели осуществляется путем решения следующих задач:
1. Теоретического анализа условий социальной адаптации;
2. Исследования средовых условий социальной адаптации выпускников детских домов (изучение стереотипов восприятия выпускников детских домов социальным окружением);
3. Исследования условий социальной адаптации выпускников детских домов на личностном уровне (изучение самовосприятия выпускников детских домов);
4. Апробации совместного тренинга выпускников детских домов и их сверстников из обычных семей как одного из способов оптимизации условий социальной адаптации;
5. Оценки эффективности предложенного способа и разработки рекомендаций по оптимизации условий социальной адаптации выпускников детских домов.
Предметом исследования являются условия социальной адаптации выпускников детских домов.
Объектом исследования являются сами выпускники детских домов, а также различные группы населения (выбор социальных групп обусловлен потенциальной возможностью столкновений интересов выпускников детских домов и данных групп в обществе).
В работе использованы следующие методы исследования: анализ литературных источников и документов, анкетный опрос, экспертный опрос, тестирование, социально-психологический тренинг. Для обработки данных использовалась статистическая программа SPSS.
Теоретико-методологической основой исследования выступают работы по общей теории социальной адаптации, социологии семьи, социологии личности, социологии отклоняющегося поведения. Рассмотрение процесса социальной адаптации осуществляется с позиции теории социального бихевиоризма. Для анализа условий социальной адаптации на уровне личности использованы теория социального научения, теории депривации, теоретические наработки по проблематике социальной изоляции. Изучение средовых условий социальной адаптации осуществляется в рамках современных представлений о формировании среды развития, б построенных на использовании основных понятий виктимологии, ситуационного подхода к анализу социальной среды.
Эмпирической базой исследования послужили:
- Результаты исследования самовосприятия выпускников детских домов (2012 г.), объем выборки 80 человек;
- Результаты исследования эффективности совместного тренинга выпускников детских домов и их сверстников из обычных семей (2011-2012 гг.), 3 группы.
Научная новизна исследования связана с разработкой авторского подхода к изучению условий социальной адаптации, а также с проведением совместного тренинга выпускников детских домов и их сверстников из обычных семей как способа оптимизации условий социальной адаптации.
Курсовая работа состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.
1.Теоретико-методологические основы изучения эффективности социальной адаптации выпускников детских домов
1.1 Сущность и содержание социальной адаптации
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.