Серьезной мерой по улучшению социального положения пенсионеров в нашей области явились федеральные программы, реализующиеся под эгидой всероссийской общественной организации «Старшее поколение».
Однако в сфере социального обслуживания пенсионеров в Ярославской области существует немало проблем:
1) С одной стороны, медленно развивается платное социальное обслуживание, а с другой − существует опасность абсолютизации платных услуг, по сравнению с объемом платных услуг доля бесплатных услуг сокращается;
2) Острой остается проблема очередности на получение мест в учреждениях (около 12 тысяч человек нуждаются в получении социальных услуг в условиях стационара и около 100 тысяч человек − в нестационарных условиях);
3) Недостаточно развита сеть хосписов, в том числе хосписов на дому;
4) Актуальной является проблема финансирования учреждений и служб социального обслуживания. Вместе с тем в ближайший период востребованность социальных услуг пожилыми гражданами, прежде всего по объективным причинам будет возрастать;
5) Работа действующих учреждений социального обслуживания нуждается в значительном улучшении, в пополнении специалистами, в совершенствовании правовой и улучшении материально-технической базы;
6) Требует должного внимания проблема переподготовки и повышения квалификации специалистов и обслуживающего персонала в учреждениях социального обслуживания нового типа.
Для улучшения социального положения пенсионеров, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством Ярославской области планируется строительство и реконструкция указанных учреждений. В качестве ключевых объектов выбраны геронтологические центры, дома-интернаты общего типа, подлежащие перепрофилированию в геронтологические центры, геронтопсихиатрические центры, а также стационарные учреждения[95].
Предусмотрена реализация опытно-экспериментальных (пилотных) проектов, в частности:
1. «Формирование единой системы геронтологической помощи и ухода за пожилыми людьми».
2. «Оказание социальной помощи пожилым людям, понесшим утрату близких» (на базе учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста).
3. «Хоспис на дому как инновационная структура социально - медицинской помощи гражданам пожилого возраста» (на базе Комитета Ярославской областной Думы по социальной, демографической политике и здравоохранению Ярославской области).
4. «Обеспечение свободного доступа пожилых людей к социальным услугам».
Насущным является обсуждение и решение проблемы участия негосударственных организаций в социальной практике и взаимоотношения их с государственной системой социального обслуживания, а также привлечение волонтеров к социальной работе с пожилыми людьми[96].
Ни одна страна не в состоянии справиться с задачей по поддержке старшего поколения, опираясь лишь на государственный бюджет. Даже очень богатые государства возлагают в этом большие надежды на религиозные и общественные организации, а также отдельных граждан, которые проявляют инициативу и оказывают пожилым людям поддержку на общественных началах.
Некоторые исследователи обращают внимание на тот факт, что государственная система социального обслуживания и поддержки старшей возрастной группы строилась как бы на «пустом месте». Между тем все предыдущие годы в этой сфере развивалась и проявляла себя неформальная общественная и добровольческая инициатива. Люди, независимо от своего положения, действовали в духе общечеловеческих традиций милосердия. Это был существенный фактор выживания слабо защищенных групп населения в условиях отсутствия системы социальной поддержки со стороны государства, о котором не следует забывать и сегодня, когда государственная система социальной защиты сформировалась[97].
На территории Ярославской области существует целый ряд общественных организаций и движений, занимающихся предоставлением непосредственной помощи и оказанием поддержки пожилым людям и активно привлекающих для этой деятельности волонтеров из молодежной среды.
Старейшей организацией, оказывающей медико-социальную помощь пожилому населению, является Российское общество Красного Креста (РОКК). На протяжении долгой истории приоритетные направления деятельности общества смещались: после Октябрьской революции Красный Крест помогал беспризорным детям, в годы Великой Отечественной войны готовил и направлял на фронт и в тыловые госпитали медицинских сестер и санитарных дружинниц, на протяжении последних сорока лет активно вовлекал в массовое движение безвозмездного донорства. И в настоящее время Красный Крест оказывает помощь беспризорным детям, беженцам и мигрантам, по-прежнему занимается безвозмездным донорством, однако основной программой общества является служба милосердия. Служба милосердия включает организацию медико-социальных центров, а также повседневное надомное обслуживание престарелых и людей, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями, преимущественно онкологическими, психическими, туберкулезом.
Структура общества, построенная по территориальному и производственному принципам, включает Центральный комитет Красного Креста, областные, краевые, городские и окружные комитеты, а также дорожные комитеты (3-4 человека), действующие на железных дорогах. В советский период деятельность организации финансировалась главным образом за счет сбора членских взносов, годовая сумма которых достигала 15 млн. рублей. Сегодня ситуация резко изменилась. В период перестройки руководством организации была допущена громадная ошибка, заключающаяся в том, что на протяжении нескольких лет Красный Крест не занимался вовлечением новых членов и сбором членских взносов. Общество пытается восстановить упущенное, и, не без определенных сдерживающих факторов организационного и экономического характера, становится на рельсы поступательной адаптации к новой ситуации на рынке предоставления услуг[98].
Также оказывает посильную помощь пожилым людям и Всероссийская организация ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. В советский период в регионах и на предприятиях активно действовала
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.