Социальная политика государства и ее реализация в России, страница 16

На октябрь 2013г. приобрели положение занятого 157,0 тыс. чел. Размеры устройства на работу нетрудоустроенных находились в значении 15,3 тыс. чел, или на 14,3% менее, чем с октября 2012г., и собрали 92 тыс. чел.

Средние года нетрудоспособных на октябрь 2013г. составили 36 лет. Молодое поколение вплоть до 25 лет из числа нетрудоустроенных является 23,7%, в этой же части в 15-19 лет – около 3,5%, 20-24 лет - 20,2%. Большая степень безработицы наблюдается в молодой возрастной группе возраста 15-19 лет (19,7%) и 20-24 лет (11,8%). К сравнению с октябрем 2012г. степень отсутствия работы к возрасту 15-19 годов понизилась на 5,5 процента, к возрасту 20-24 лет – более чем на 2,1проент.

Таблица

Возрастная структура нетрудоустроенных (городские жители) на октябрь 2013 г.

Возрастной промежуток

% безработных

Накопленный результат

15-22

25,6

25,6

22-29

10,8

36,4

29-36

4,9

41,3

36-43

3,8

45,1

43-50

3,3

48,4

50-57

3,5

51,9

57-64

3,8

55,7

Источник: Данные Росстата

В среднем из числа молодого поколения в возрасте 15-24 года степень отсутствия работы на октябрь 2013г. составлял порядка 12,5%, в этой части из числа городских жителей- 11,8%, среди не городского населения в порядке 14,4%. Показатель превышения степени отсутствия работы среди молодого поколения в обычном уровне на возрастную группу 15-24 лет в сравнении со степенью безработицы людей в возрасте от 30-49 лет является 2,8 раза, в этой части из числа проживающих в городах - 3,3 раза, сельских жителей - 2 раза.

Регулирующая роль социальной политики в части ожидаемой реструктуризации на рынке труда потребует управленческих решений по трем ключевым направлениям. Во-первых, необходимо совершенствование законодательного регулирования рынка труда в направлении снижения издержек по созданию «хороших» рабочих мест и учета растущей гибкости и неоднородности рынка труда. Во- вторых, требуется институциональное повышение регулирующего воздействия органов государственной службы занятости. Служба занятости выступает ключевым государственным институтом прямого влияния на зарегистрированную безработицу через реализацию как пассивной, так и активной политики на рынке труда. Среди активных мер на рынке труда, реализуемых службой занятости, приоритет должен отдаваться посредничеству в трудоустройстве, межотраслевой и меж-секторальной мобильности. В-третьих, необходимы инструменты адаптации профессиональных умений работников к меняющимся потребностям экономики. Фактически речь идет о начавшейся реформе в области профессий и квалификаций работников.

У этой последней реформы есть шансы на реализацию даже в условиях значительного ограничения бюджетных ресурсов и сжатия рынков. Сегодня российский рынок труда, по существу, не имеет сильных сигналов качества — их роль выполняют принадлежность к определенной фирме и задаваемый ею уровень заработной платы. В результате зарплаты носителей совершенно одинаковых профессиональных квалификаций могут различаться в разы, но в отсутствие рыночных сигналов качества такое неравновесие остается неизменным. Крупные работодатели подчас видят только зарплату, но не качество работника (и переманивают работников друг у друга, возгоняя расходы на труд выше эффективного уровня). Работники, в свою очередь, знают, что устроиться в известную фирму важнее, чем повысить профессиональную квалификацию.

Как работники, так и работодатели заинтересованы в появлении недорогих в использовании сигналов качества профессиональных квалификаций. Со стороны государства и объединений работодателей надо только запустить процесс формирования требований к прикладным квалификациям и механизмов их при- знания. Можно ожидать, что до 2020 г. в России возникнут основы системы про-квалификаций. Однако позитивное воздействие этой системы на экономику — в основном за пределами 2020 г.