Институт продажи права землепользования был введен впервые среди стран СНГ и сыграл большую роль в проведении земельной реформы в стране. ?Впервые, в условиях, исключительной собственности на землю, государство признало объектом гражданско-правовых сделок право землепользования, т.е. право пожизненного наследуемого владения и постоянного владения землей крестьянских хозяйств и негосударственных сельскохозяйственных организа-ций стало предметом купли-продажи, мены, дарения, залога и т.д.
На третьем этапе, продлившемся с 1995 по 2003гг., были приняты следующие нормативно-правовые акты:
Указ Президента РК «О земле» от 22 декабря 1995 года, имеющий силу закона;
Закон РК «О земле» от 24 января 2001 года.
До 1995 года земля в Республике Казахстан находилась только в государственной собственности. В 1995 году, когда основная часть населения республики адаптировалась к условиям рыночной экономики, был проведен республиканский референдум и право частной собственности на землю было закреплено конституционно. Согласно Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года, в республике признается и равным образом защищается государственная и частная собственность на землю. Введение права частной собственности предполагало принятие соответствующего законодательного акта - Указа Президента «О земле», в котором впервые было признано право частной собственности на отдельные категории земель (для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, садоводст-ва, дачного строительства, застройку производственными и непроизводственными зданиями и сооружениям). Земельный участок стал объектом собственности [3].
Этот Указ стал первым и важным законодательным актом в сфере земельных отношений независимого Казахстана, открывающим путь к земельному рынку, в том числе и к рынку прав землепользования. Была признана возможной передача в частную собственность граждан республики земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, строительства дачи и жилого дома.
Частная собственность на землю - это одно из обязательных условий функционирования рыночной экономики, а также гарантия привлечения инвестиций в ее реальный сектор.
При законодательном признании и гарантировании защиты и государственной собственности на землю, и частной, как показывает практика большинства стран мира, эффективность использования земельных ресурсов государства значительно выше. Данный факт вполне объективен в силу более рационального отношения к объекту частной собственности.
Глава государства неоднократно отмечал, что определение статуса собственности на землю предполагает учет не только экономической эффективности, но и соблюдение традиций, интересов казахстанского народа, судеб людей и высокую степень ответственности перед будущими поколениями. Поэтому для принятия окончательного решения необходимо было выслушать мнение и учитывать интересы каждого казахстанца. Необходимо учитывать, что не считаться с требованиями рыночной экономики, которую мы строим, также нельзя.
Идеи о введении частной собственности на землю в Казахстане высказывались практически с первых дней независимости. Но законодательно закреплять право частной собственности на землю в первые годы реформирования было нельзя по многим причинам.
Ключевой целью выбора нового хозяина земли является повышение эффективности землепользования. На плечи собственника земли ложатся серьезные проблемы - самостоятельное ведение производства, успешность которого зависит от умения собственника не только владеть, но и пользоваться, и распоряжаться землей.
Новые собственники земли должны быть достаточно подготовленными менеджерами, качественно организующими производственный процесс, предполагающий рациональное использование земельных ресурсов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.