Оптимальность ассортимента торговой фирмы на товарном рынке. Системный анализ, страница 5

Для расчета вектора приоритетов целей акторов относительно фокуса (ГПЦ) нам потребуется матрица L – диагональная матрица. Она строится следующим образом:

L=

R1/N

0

0

Rn/N

Где N – это число всех связей между уровнем критериев и уровнем альтернатив, n – номер критерия, Rn – количество альтернатив находящихся под n-ым критерием.

В нашем случае диагональная матрица выглядит следующим образом:

L

0,5

0

0

0,5

Далее вычисляем ГПЦ – глобальный вектор приоритетов целей акторов относительно фокуса по формуле:

ГПЦ=

[A]*[L]*НЛП(Ф)

Где А – экспертные оценки альтернатив по соответствующим критериям;      L – диагональная матрица; НЛП(Ф) – нормированный вектор локальных приоритетов относительно фокуса.

Вектор ГПЦ получился следующий:

ГПЦ

0,265410655

0,043637264

0,107618748

0,047216319

0,00920409

0,026912924

сумма

0,5

Вектор ГПЦ необходимо нормировать, т.е. каждый элемент вектора ГПЦ делится на сумму всех элементов этого вектора, образуя новый вектор - ГПЦ(норм).

ГПЦнорм

0,53082131

0,087274528

0,215237495

0,094432639

0,018408181

0,053825847

Далее строится матрица V, состоящая из НЛП по всем критериям.

V

укрепление интереса покупателя(Y1)

увеличение товарооборота(Y2)

увеличение выручки(Y3)

получение достоверной информаций(Y4)

приемлемость цен(Y5)

высокое качество(Y6)

дешевый товар

0,097966558

0,176949149

0,185432101

0,305737677

0,095574259

0,343710292

дорогой товар

0,206554947

0,170885154

0,205378354

0,0873609

0,468653163

0,221122061

качественный товар

0,32054138

0,24833572

0,167423019

0,114625755

0,13391206

0,04823331

товар с привлекательным дизайном

0,168382169

0,110117371

0,340901394

0,197015529

0,254922221

0,186959991

товар снабженный инструкцией

0,206554947

0,293712606

0,100865132

0,295260138

0,046938297

0,199974346

Далее находится глобальный вектор приоритетов альтернатив относительно фокуса, т.е. производится глобализация ЛП, по формуле:

ГПА=ГПЦ(норм)*V

Для данного примера ГПА выглядит следующим образом:

ГПА

0,156489292

0,197541666

0,243744978

0,205726678

0,196497386

2.2 Метод принятия решения на основе нечетких множеств

Многокритериальный выбор альтернатив на основе пересечения нечетких множеств

Оценки каждой альтернативы по i-ому критерию представляются нечеткими множествами:

Ci{a1Ci(a1), a2Ci(a2), a3Ci(a3)… anCi(an)} , где i{1,n}

Критерии определяют некоторые понятия, а оценки альтернатив представляют степени соответствия этим понятиям. По условию выбора наилучшая альтернатива должна удовлетворять всем критериям.

Рассмотрим значения оценок альтернатив по критериям торговой фирмы:

торговая фирма(X1)

дешевый товар

дорогой товар

качественный товар

товар с привлекательным дизайном

товар снабженный инструкцией

укрепление интереса покупателя(Y1)

0,734952129

0,843540518

0,957526951

0,805367741

0,843540518

увеличение товарооборота(Y2)

0,281678583

0,275614588

0,353065154

0,214846805

0,39844204

увеличение выручки(Y3)

0,443717095

0,463663348

0,425708013

0,599186389

0,359150126