Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите курсовых работ, страница 5

§  актуальность темы работы. Актуальность должна содержать существенное обоснование целесообразности, важности, злободневности темы и проблематики.

§  степень разработки проблемы. Этот пункт должен включать в себя анализ изученных вами источников и литературы по теме. Варианты анализа темы могут быть разными. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1) Степень разработки требует от вас определенных навыков владения научной методологией и самостоятельным видением проблемы.

§  Цель и научные задачи исследования. После обозначения актуальности темы студент ставит перед собой цель работы. Цель – результат, который необходимо достичь и осуществить. Цель работы излагается лаконично 1-2 предложениями, в которых автор сообщает, что именно он будет рассматривать в данной работе.

§  Для реализации поставленной цели автор курсовой ставит перед собой конкретные научные задачи. Научные задачи – вопросы и проблемы, которые требуют решения для достижения цели. Таких задач должно быть не менее 3-4. Задачи должны носить творческий, поисковый характер. Желательно, чтобы каждая из задач начиналась с глагола: описать, рассмотреть, раскрыть, охарактеризовать, изучить. Цели и задачи не следует формулировать в виде риторических и иных видов вопросов.

§  Объект и предмет курсовой работы. Объектное поле вашего исследования должно определять содержание избранной темы. Предмет курсовой работы должен быть конкретным и исходить из содержания объекта.

§  Методология работы. Методология – совокупность принципов, методов, подходов, которыми пользуется автор при написании работы. Метод – путь, прием научного исследования, изложения материала. Выбор метода зависит от целей и задач работы. Желательно разделять в работе применяемые вами общенаучные (философские) и специальные (управленческие, экономические, политологические, социологические, психологические, исторические, прикладные) методы.

§  Структура работы.  Описание структуры работы включает краткое резюме глав (разделов) работы, без Введения и Заключения. Структура работы подчинена цели и задачам курсовой работы.

§  Не  во всех случаях, но помимо стандартного набора вышеназванных пунктов, Введение содержит практическое и учебно-методическое значение исследования, описание возможного использования результатов в научной и учебной работе. Если некоторые из результатов опубликованы или доложены на конференциях, «круглых столах», коллоквиумах, то об этом стоит упомянуть во введении к работе.

Введение  должно составлять 10-15 % от основного объема всей работы (без списка литературы и приложений).

Основная часть работы может состоять из глав, подглав, пунктов, подпунктов, или разделов, подразделов и параграфов. В конце каждой главы (раздела) формулируются краткие выводы.           

Первую часть работы можно посвятить подробному анализу источников и литературы по изучаемому вами вопросу. Еще одним из вариантов содержания первой части работы может быть анализ понятий и категорий, выяснение сущности, типологии и функционирования описываемого в работе явления, института, процесса.

Второй раздел (главу) работы можно посвятить историческому обзору рассматриваемого вопроса,  либо анализу состояния развития рассматриваемой темы зарубежном. Выигрышной может быть здесь попытка студента сравнения и выработки собственных критериев или критериев на основе авторитетных источников  рассматриваемых явлений, институтов, процессов.

Третья, заключительная глава (раздел) работы может быть посвящена анализу существующего положения вопроса и различных его аспектов (политологического, геополитического, правового, экономического, культурологического, социального – в зависимости от темы). В этой части работы будет не лишним разработать рекомендации и очертить перспективы развития вопроса. Третья часть работы может быть построена на анализе технологий, способов реализации рассматриваемого вопроса на практике. Выбор метода, методик, технологий в ней зависит от студента и руководителя работы.