Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите курсовых работ, страница 2

Первый этап – выбор темы. Студент самостоятельно выбирает тему из перечня, предлагаемого кафедрой. Он может предложить свою тему, соответствующую содержанию учебной программы, его интересам и получить одобрение кафедры. Академик Н.М. Дружинин считал, что если тема «навязана» извне и не соответствует интересам исследователя, его работа рискует стать вымученной и поверхностной (подробнее см. Дружинин Н.М. Воспоминания и мысли историка. – М., 1979. – С.88-97). Избрав тему, студент пишет заявление (форма бланка имеется на кафедре управления) на имя заведующего кафедрой с просьбой закрепить тему.

Второй этап включает разработку студентом, под руководством ответственного за студентом  преподавателя кафедры, личного плана-графика подготовки курсовой работы. Любой вид деятельности в том числе учебной и научной требует определенной последовательности. Не исключение и подготовка курсовой работы студентом. Личный план-график (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2) прививает студенту-управленцу навыки организации самостоятельной работы, дисциплинирует его, готовит к выполнению своих профессиональных обязанностей как специалиста в области государственного и муниципального управления. Поэтому не следует пренебрегать этим этапом подготовки работы.

Первый и второй этапы подготовки курсовой работы должен быть завершен не позднее 4 недели сентября – 2 недели октября.

Третий и этап – разработка структуры будущей работы и работа с  основной литературой. Изучение любого нового вопроса должно начинаться с получения общих сведений о явлении, процессе. Знакомство с литературой и источниками (для студентов-управленцев это могут быть нормативно-правовые акты, инструкции, работы выдающихся мыслителей социально-политической, управленческой мысли и проч.) особенно для студентов 3 курса должно проходить при участии научного руководителя. Научный руководитель может предложить студенту ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме. Самостоятельное знакомство с литературой целесообразно начинать со словарей и справочников, а также учебной литературы по теме. Так формируется общее представление об избранной теме. Затем уже можно переходить к другим литературным источникам, нормативно-правовым актам, документам, материалам.

Параллельно с проработкой основной и позднее дополнительной литературы целесообразно разработать примерный план работы. Это делается для удобства в дальнейшем подборе литературы и структурирования работы. Поэтому необходимо совместно с руководителем работы продумать вариант простого и /или развернутого плана работы (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3).  Желательно следовать данной структуре, но план работы в ходе написания может корректироваться. Окончательный вариант структуры работы определяется после написания первого варианта.

Следующий, четвертый этап связан со сбором и проработкой источников и литературы по теме работы, составлением выписок.

Этот важный этап исследования избранной темы зависит от объема и многообразия источников (научной базы) работы. На этом этапе проявляются творческие возможности студента. Читая источники, он анализирует и оценивает содержание их разделов, глав, параграфов, отдельных частей с позиции интересов исследуемой темы курсовой работы. Обнаруженные «интересные» места студент оформляет в виде выписок. Выписки систематизируются применительно к развернутому плану курсовой работы и формируют базу для написания текста работы. Здесь приходится иметь дело с различными точками зрения на исследуемую проблему. Отдельные точки зрения могут быть отвергнуты или подвержены критике студентом, а с другими он может согласиться. Важно чтобы как в том, так и в другом случае собственная позиция студента была достаточно обоснованной. Работа с источниками и литературой, подготовка выписок по курсовой работе может быть систематизирована (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).