Конституции); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41Конституции); право на образование (ст. 43Конституции).
Конституционные социальные права являются составной частью системы прав и свобод человека и гражданина. Отличия социальных прав как одного из видов «прав второго поколения» от прав «первого поколения» проявляется в различной степени и формах государственного участия в их реализации и защите, в специфических субъектах и объектах прав.
Объектом конституционных социальных прав не являются материальные блага, предоставляемые государством через систему социальной защиты лицам, которые не имеют достаточных средств к существованию в связи с отсутствием источника дохода или недостаточным уровнем получаемого до хода, а также в связи с отсутствием способности или возможности материально обеспечить себя посредством использования имущества, осуществления предпринимательской, трудовой и иной не запрещенной законом деятельности. Более правильным представляется характеризовать объект конституционных социальных прав как позитивную деятельность государства по обеспечению и защите определенных свойств, интересов и возможностей, необходимых индивиду для нормального физиологического, материального и духовного существования и развития, а также достойной жизни, В структуру объекта конституционных социальных прав также входит предоставление государственными учреждениями общественно значимых услуг, а также государственный контроль за аналогичной деятельностью негосударственных учреждений и организаций.
Следует отметить тесную взаимосвязь личных (гражданских) и политических прав с конституционными социальными правами человека и гражданина. Развитие и утверждение «прав первого поколения» явилось необходимым условием для становления «прав второго поколения», в том числе, основных социальных прав. Осуществление личных (гражданских) и политических прав может быть обеспечено лишь в том случае, если каждому человеку будут предоставлены надлежащие и равные возможности удовлетворения основных жизненных потребностей.
Конституционные нормы об основных социальных правах обладают обособленностью и представляют субинститут в структуре конституционно-правового института конституционных прав и свобод человека и гражданина, и обладают своими особенностями, такими как: регулируют общественные отношения в определенной области жизнедеятельности человека -обеспечения материальных, духовных, физических и иных социально значимых потребностей и интересов личности; допускают рекомендательные формулировки базовых положений; их реализация в значительной степени обусловлена состоянием экономики и государственных ресурсов -государство обязуется реализовать социальные права в «максимальных пределах имеющихся ресурсов» (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.).
Вместе с тем, нормы, закрепляющие социальные права человека и гражданина, также как и иные нормы Конституции Российской Федерации обладают прямым действием. Современные социальные права, закрепленные в Конституции Российской Федерации 1993 г., стали результатом длительного исторического развития советского государственного и российского конституционного законодательства.
Современный подход к классификации социальных прав в теории права, международном и российском конституционном праве позволяет выделить основные группы в системе социальных прав:
-права в области трудовой деятельности, направленные на обеспечение средств существования и связанные с государственным вмешательством в сферу охраны труда (право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;право на защиту от безработицы - ч. 3 ст. 37 Конституции РФ) права, гарантирующие достаточный уровень жизни и развития (право на отдых - ч. 5 ст. 37 Конституции РФ, право на жилище - ст. 40Консти туции, право на охрану здоровья и медицинскую помощь - ст. 41 Конститу ции, право на образование - ст. 43 Конституции);
-права, направленные на особую защиту отдельных групп и категорий населения (право на охрану семьи материнства и детства - ст. 38
Конституции РФ, право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом - ст. 39 Конституции, право малоимущих на предоставление жилища бесплатно или за доступную плату из государствен ных, муниципальных и других жилищных фондов - ч. 3 ст. 40 Конституции).На основании анализа ст.ст. 37-43 Конституции Российской Федера ции во взаимосвязи с принципом социального государства как одной из ос нов конституционного строя России диссертант предлагает подразделить основные социальные права на следующие группы:
-права, гарантирующие человеку достойную жизнь, нормальное физиологическое развитие и защиту от негативного воздействия рынка (ч.ч.3 и 5 ст. 37, ст. 39, ст. 40, ст. 41, ст. 42 и ст. 43);
-права, обеспечивающие свободное развитие личности (государственная защита семьи, материнства и детства - ст. 38, право на образование ст. 42 Конституции РФ).
Граждане не могут самостоятельно без содействия государства или его органов осуществлять социальные права, закрепленные в нормах
Конституции Российской Федерации, для их воплощения в жизнь требуется создание государственной системы перераспределения общественных благ. Реальность социальных прав, в конечном итоге, зависит от политики, проводимой государством в экономической и социальной сферах. Однако данное положение не означает, что ст.ст. 37-43 Конституции Российской Федерации, в отличие от иных ее норм не имеют прямого действия. Прямое действие конституционных положений об основных социальных правах человека и гражданина означает, что в них выражаются основные направления реализации государством его социальной функции. На современном этапе целью социальной политики Российской Федерации является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ (образования, медицинского и социального обслуживания).
Таким образом, Российское государство самостоятельно изменяет средства обеспечения конституционных социальных прав человека и гражданина в зависимости от сложившейся экономической, политической или социальной обстановки. Однако положение о принципе верховенства права, содержащееся в ст.ст. 1 и 15 Конституции Российской Федерации, требует, чтобы закон
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.