1. Выбор электродвигателя. Кинематический расчет привода
Привод состоит из электродвигателя (1), муфты (2) и редуктора (3). В зависимости от задания редуктор может быть одноступенчатым (рис.1а), или двухступенчатым (рис.1б).
Рис. 1.1а
Рис. 1.1б
Электродвигатель является одним из основных элементов привода. В проектируемом приводе рекомендуется использовать трехфазные асинхронные короткозамкнутые двигатели серии 4А.
Мощность электродвигателя зависит от требуемой мощности исполнительного механизма (мощности на ведомом валу редуктора), а частота вращения – от частоты вращения приводного вала исполнительного механизма.
Требуемая мощность электродвигателя Pдв, кВт:
(1.1)
где Pn – мощность на ведомом валу;
h0 - общий коэффициент полезного действия привода (КПД)
, (1.2)
где hзп – КПД зубчатой передачи; hпк – КПД пары подшипников качения; hм – КПД муфты; i=1, k =2 – для одноступенчатого редуктора, i=2, k =3 – для двухступенчатого редуктора (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Значения КПД элементов механических передач
Элемент передачи |
КПД |
Пара цилиндрических зубчатых колес |
0,96…0,97 |
Пара подшипников качения |
0,99…0,995 |
Муфта |
0,98 |
Электродвигатель выбирается по требуемой мощности из табл. 1.2 по величине, большей (иногда несколько меньшей), но ближайшей к требуемой мощности Pдв:
. (1.3)
Каждому значению номинальной мощности Рном соответствует несколько типов двигателей с различными синхронными частотами вращения 3000, 1500, 1000, 750 об/мин. Необходимо отметить, что электродвигатели с большой синхронной частотой вращения (3000 об/мин) имеют низкий рабочий ресурс, а двигатели с низкими частотами (750 об/мин) весьма металлоемки, поэтому их использование в приводах общего назначения малой мощности не рекомендуется. Окончательный выбор оптимального типа двигателя зависит от исходных данных и производится из табл. 1.2 после определения передаточного числа редуктора.
Таблица 1.2
Двигатели асинхронные короткозамкнутые трехфазные серии 4А.
Технические данные
Рном, кВт |
Синхронная частота вращения, об/мин |
|||||||
3000 |
1500 |
1000 |
750 |
|||||
Тип двигателя |
nном, об/мин |
Тип двигателя |
nном, об/мин |
Тип двигателя |
nном, об/мин |
Тип двигателя |
nном, об/мин |
|
0,25 |
4ААМ56В2У3 |
2760 |
4ААМ63А4У3 |
1370 |
4ААМ63В6У3 |
890 |
4АМ71В8УЗ |
680 |
0,37 |
4ААМ63А2У3 |
2740 |
4ААМ63В4У3 |
1365 |
4АМ71А6У3 |
910 |
4АМ80А8У3 |
675 |
0,55 |
4ААМ63В2У3 |
2710 |
4АМ71А4УЗ |
1390 |
4АМ71В6У3 |
900 |
4АМ80В8У3 |
700 |
0,75 |
4АМ71А2У3 |
2840 |
4АМ71В4У3 |
1390 |
4АМ80А6У3 |
915 |
4АМ90LА8У3 |
700 |
1,1 |
4АМ71В2У3 |
2810 |
4АМ80А4У3 |
1420 |
4АМ80В6У3 |
920 |
4АМ90LВ8У3 |
700 |
1,5 |
4АМ80А2У3 |
2850 |
4АМ80В4У3 |
1415 |
4АМ90L6У3 |
935 |
4АМ100L8У3 |
700 |
2,2 |
4АМ80В2У3 |
2850 |
4АМ90L4У3 |
1425 |
4АМ100L6У3 |
950 |
4АМ112МА8У3 |
700 |
3,0 |
4АМ90L2У3 |
2840 |
4АМ100S4У3 |
1435 |
4АМ112МА6У3 |
955 |
4АМ112МВ8У3 |
700 |
4,0 |
4АМ100S2У3 |
2880 |
4АМ100L4У3 |
1430 |
4АМ112МВ6У3 |
950 |
4АМ132S8У3 |
720 |
5,5 |
4АМ100L2УЗ |
2880 |
4АМ112М4У3 |
1445 |
4АМ132S6У3 |
965 |
4АМ132М8У3 |
720 |
7,5 |
4АМ112М2У3 |
2900 |
4АМ132S4УЗ |
1455 |
4АМ132М6У3 |
970 |
4АМ160S8У3 |
730 |
11 |
4АМ132M2У3 |
2910 |
4AM132M4У3 |
1447 |
4A160S6У3 |
970 |
4А160М8У3 |
727 |
15 |
4А160S2У3 |
2910 |
4А160S4У3 |
1455 |
4А160М6У3 |
970 |
4А180М8У3 |
731 |
18,5 |
4А160М2У3 |
2910 |
4А160М4У3 |
1455 |
4А180М6У3 |
980 |
- |
- |
22 |
4А180S2У3 |
2919 |
4А180М4У3 |
1470 |
- |
- |
- |
- |
Размеры электродвигателей (для графической части проекта) приведены на рис. 1.2 и в табл. 1.3.
1.2. Передаточное число редуктора определяется отношением номинальной частоты вращения электродвигателя n1 к частоте вращения ведомого вала при номинальной нагрузке:
. (1.4)
Рис. 1.2. Электродвигатели серии 4А
Таблица 1.3
Электродвигатели серии 4А. Основные размеры, мм
Тип двигателя |
Число полюсов |
d30 |
l1 |
l30 |
d1 |
b1 |
h1 |
71A,B |
2, 4, 6, 8 |
170 |
40 |
285 |
19 |
6 |
6 |
80A |
186 |
50 |
300 |
22 |
|||
80B |
320 |
||||||
90L |
208 |
350 |
24 |
8 |
7 |
||
100S |
235 |
60 |
362 |
28 |
|||
100L |
392 |
||||||
112M |
260 |
452 |
32 |
10 |
8 |
||
132S 132M |
4, 6, 8 |
302 |
80 |
480 530 |
38 |
||
2, 4, 6, 8 |
|||||||
160S |
2 |
334 |
110 |
630 |
42 |
12 |
|
4, 6, 8 |
48 |
14 |
9 |
||||
160M |
2 |
660 |
42 |
12 |
8 |
||
4, 6, 8 |
48 |
14 |
9 |
||||
180S |
2 |
375 |
630 |
48 |
14 |
9 |
|
4 |
55 |
16 |
10 |
||||
180M |
2 |
680 |
48 |
14 |
9 |
||
4, 6, 8 |
55 |
16 |
10 |
Для двухступенчатого редуктора общее передаточное число
, (1.5)
, (1.6)
где и1 – передаточное число первой (быстроходной) ступени, и2 - второй (тихоходной).
Передаточные числа одноступенчатых редукторов рекомендуется принимать согласно ГОСТ 21426 – 75 (табл. 1.4)
Таблица 1.4
Передаточные числа цилиндрических зубчатых редукторов и их ступеней
Редукторы |
|
Одноступенчатые, uР |
Двухступенчатые трёхосные, |
1,25 |
8=2´4 |
1,4 |
9»2,24´4 |
1,6 |
10=2,5´4 |
1,8 |
11,2=2,8´4 |
2,0 |
12,5»3,15´4 |
2,24 |
16»3,55´4,5 |
2,5 |
18=4´4,5 |
2,8 |
20»4,5´4,5 |
3,15 |
22,4»4,5´5 |
3,55 |
25=5´5 |
4,0 |
28=5,6´5 |
4,5 |
31,5=6,3´5 |
5,0 |
35,5»6,3´5,6 |
5,6 |
40»7,1´5,6 |
6,3 |
45»8´5,6 |
7,1 |
50»9´5,6 |
8,0 |
Примечание: фактическое передаточное число может иметь отклонение от номинальной величины до 4%.
Принято считать оптимальным для одноступенчатых редукторов uР £ 5; двухступенчатых uР £ 30.
Частота вращения валов (фактическая), мин-1:
- ведомого вала одноступенчатого редуктора ;
- промежуточного вала двухступенчатого редуктора;
- ведомого вала двухступенчатого редуктора .
1.4. Угловая скорость каждого из валов редуктора, с-1:
. (1.9)
1. Расчет зубчатых передач
2.1. Выбор материалов зубчатых колес и термической обработки
Основным материалом для изготовления зубчатых колес в настоящее время является качественная углеродистая или низколегированная сталь марок 35, 40, 45, 40Х, 40ХН, 35ХМ. В мало- и средненагруженных передачах рекомендуется применять зубчатые колеса с твердостью материала £350 НВ. При этом обеспечивается высокая точность и низкая стоимость изготовления и хорошая прирабатываемость зубьев.
Для равномерного изнашивания зубьев и лучшей их прирабатываемости твердость шестерни назначается на (30¸50) НВ больше твердости колеса.
2.2. Допускаемые напряжения
2.2.1. Допускаемые контактные напряжения.
Расчет на контактную прочность ведется по зубьям колеса, как менее прочным (твёрдым).
, (МПа), (2.1)
где sН0 – предел контактной выносливости при пульсирующем (отнулевом) цикле напряжений, МПа; KHL – коэффициент долговечности; SH – коэффициент безопасности.
Таблица 2.1
Механические характеристики сталей
Марка стали |
Термо-обработка |
Твердость, НВ |
sв, МПа |
sт Н/мм2 |
s-1 Н/мм2 |
35 |
Н |
163…192 |
550 |
270 |
235 |
40 |
у |
192…228 |
700 |
400 |
300 |
45 |
Н |
179…207 |
600 |
320 |
260 |
45 |
у |
235…262 |
780 |
540 |
335 |
40Х |
у |
235…262 |
790 |
640 |
375 |
40ХН |
у |
235…262 |
800 |
630 |
380 |
35ХМ |
У |
235…262 |
800 |
670 |
380 |
В графе «Термообработка» приняты следующие обозначения: Н – нормализация, У – улучшение.
Для нормализованных, улучшенных и объемнозакаленных материалов передачи принимают
, (2.2)
где НВ – твердость колеса в единицах Бринелля, SH = 1,1 – коэффициент безопасности;
Коэффициент долговечности
, (2.3)
где NH0 =107 – базовое число циклов перемены напряжений, соответствующее пределу выносливости; N – число циклов перемены напряжений за весь срок службы.
, (2.4)
где Lh – срок работы передачи (ресурс), ч, при N>NH0 принимают
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.