Поперечную силу Q воспринимает решётка. Несущая способность колонны может быть исчерпана в результате потери устойчивости какой-либо ветви (как в плоскости, так и из плоскости), либо потери устойчивости колонны в целом. Действующие на колонну М и N раскладываем по ветвям и определим ориентировочно продольные усилия в ветвях колонны.
Определяем ориентировачно положение центра тяжести.Принимаем предварительно
Усилие, приходящееся на одну ветвь:
Z1 и Z2 – расстояние от центра тяжести сечения колонны до центра тяжести ветви противоположной рассматриваемой.
Вычислим максимальные усилия:
- шатровая ветвь:
- подкрановая ветвь:
Определяем ориентировочно требуемые площади сечений.Предварительно зададимся гибкостью , тогда φ=0,7-0,9. Принимаем φ=0,8.Следовательно:
;
Расчет подкрановой ветви.
Компановка сечения подкрановой ветви.
Задаемся предельной гибкостью Находим требуемый радиус инерции:
двутавр 35Ш2
Подбираем .
Геометрические характеристики:
iy=14,52 см.
Находим условную гибкость
Условие выполняется.
Расчет шатровой ветви.
Компановка сечения шатровой ветви.
Задаемся tw=15мм, hw=380мм.
Задаемся bf=210 мм, tf=15 мм, тогда
Проверка местной устойчивости полки:
Условие выполняется.
В итоге площадь сечения ветви будет равна:
Геометрические характеристики сечения:
Находим условную гибкость .
Проверка устойчивости из плоскости действия момента:
Условие выполняется.
Уточняем центр тяжести:
Z0=7см, h0=100-7=93см.
Отличие от первоначально принятых размеров мало,поэтому усилие не пересчитываем.
Расчет решетки подкрановой части колонны:
Принимаем расчетную длину ветви в плоскости колонны, равную расстоянию между узлами крепления решетки lv =2м.
Проверяем устойчивость ветвей в плоскости рамы:
Поперечная сила в сечение колонны:
Расчет ведем по:
Принимаем , тогда
Принимаем по ГОСТ 8510-86 равнополочный уголок 63х5мм.
Его геометрические характеристики:
Проверка прочности и устойчивости:
Сечение условию прочности и устойчивости полностью удовлетворяет.
Проверка устойчивости колонны в плоскости действия момента как единого стержня:
Для комбинаций усилий нагружающих шатровую ветвь.
Для комбинаций усилий догружающих подкрановую ветвь.
2.3. Расчет стыка верхней и нижней части колонны.
Основное требование к стыку – обеспечение передачи усилия от верхней части колонны к нижней. Прикрепление верхней части колонны к нижней обычно проектируют с помощью накладок и траверс.
Расчетные комбинации усилий в сечении над уступом:
1)М=46.6 кНм, Nсоот=374.63 кН (1,2,7,11)
2)М=-120.78 кНм, Nсоот=304.43 кН (1,3,5,8,9)
Dmax=639.86 кН
Прочность стыкового шва ш1 проверяем в крайних точках сечения надкрановой части.
Первая комбинация М и N (сжата наружная полка):
-наружная полка =28 , где =28 – расчетное сопротивление по пределу текучести при сварке с физическим контролем качества швов;
-внутренняя полка =23,8
где =23,8 – расчетное сопротивление по пределу текучести при сварке без физического контроля качества швов.
Вторая комбинация М и N (сжата внутренняя полка):
-наружная полка =28
-внутренняя полка =23,8
Прочность шва обеспечена с большим запасом.
Толщину стенки траверсы определяем из условия ее смятия:
см
принимаем конструктивно.
=400МПа=40 расчетное сопротивление стали смятию, принимается по табл. В7 (3).
Принимаем
При второй комбинации М и N усилия во внутренней полке (в запас несущей способности) =
Применяем полуавтоматическую сварку под флюсом сварочной проволокой Св-08А (табл.В5);
- расчетное сопротивление срезу по металлу шва.
- расчетное сопротивление срезу по металлу границы сплавления.
Расчет ведем по металлу шва.
Принимаем
Длина шва крепления вертикального ребра траверсы к стенке траверсы:
Принимаем
В стенке подкрановой ветви делаем прорезь, в которую заводим стенку траверсы. Для расчета шва крепления траверсы к подкрановой ветви ш3 составляем комбинацию усилий в сечении 2-2, дающую наибольшую опорную реакцию траверсы. Такой комбинацией будет сочетание N=374,63 кН; M=-46,6кНм (1,2,4)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.