Для того, чтобы проверить откосы насыпи на устойчивость,
необходимо вычислить коэффициент устойчивости .
Расчет производим
в следующей последовательности:
1. Вычерчиваем на миллиметровке в масштабе 1 : 200 поперечный профиль насыпи. Расчет устойчивости дорожной насыпи ведем на собственный вес грунта и вес дорожной одежды, нагрузка от веса автомобилей является дополнительной. Заменяем её на нагрузку эквивалентного слоя грунта. Толщину слоя грунта вычисляем по формуле:
(2)
где НГ = 60 кПа – временная нагрузка от гусеничной машины,
соответствующая нормативной нагрузке (давление 60 кН/м гусеницы при ширине
машины 3,3 м); –
ширина машины, м;
–
удельный вес грунта насыпи, 17кН/м.
Вычисляем нагрузку эквивалентного слоя грунта по формуле (2):
2. Определяем положение центров кривых скольжения, выполняя следующие построения:
- из верхней бровки (точка B) откоса проводим прямую под углом 35° к горизонту;
- из нижней бровки откоса (точка A) проводим прямую под углом 26° к линии, соединяющей точки A и B. На пересечении этой прямой и прямой, проведенной из точки B, отмечаем точку C;
- для определения точки D из нижней бровки откоса откладываем вниз расстояние равное высоте насыпи Нн, затем по горизонтали в сторону насыпи – 4,5·Нн;
- соединяем точки D и C прямой;
- для получения центра кривой скольжения O из середины отрезка, соединяющего точки A и N, проводим перпендикуляр до пересечения с продолжением прямой DC;
-
из центра кривой скольжения O проводим след кругоцилиндрической поверхности радиусом ,
значение которого определяем соответственно по рисункам 3-12;
3. Полученную призму обрушения делим на ряд отсеков. Условно
принимаем точку приложения веса каждого отсека на пересечении дуги скольжения с
линией действия веса отсека. Раскладываем вес каждого отсека на 2 составляющих – нормальную
к кривой скольжения и
– касательную,
сдвигающую объём грунта: δ – угол наклона отрезков кривой скольжения к
вертикали в пределах каждого отсека.
(3)
где X – расстояние до вертикального радиуса, определяемое по рисунку;
R – радиус кривой скольжения.
4. Внося значения соответственно
в таблицы 6-15 принимаем их со знаком «–» если расстояние X отмеряется влево от
вертикали, проходящей через центр кривой скольжения, и со знаком «+» – если
вправо.
5. По рисункам 3-12 вычисляем площадь, а затем и вес каждого отсека, результаты заносим соответственно в таблицы 6-15.
6. Вычисляем значения N и Т, результаты заносим соответственно в таблицы 6-15.
7. По рисункам 2-11 определяем длины кривых скольжения L и вычисляем коэффициент устойчивости по формуле:
(4)
где f – коэффициент, равный 0,45;
c – сцепление грунта равное 1,5 кг/см3.
Расчеты необходимо произвести при прохождении кривой скольжения через пять точек, в соответствии со схемой, изображенной на рисунке 2.
Рисунок 2 – Схема определения положения точек для расчета коэффициента устойчивости откосов земляного полотна
Произведем расчет коэффициента устойчивости откосов земляного полотна при двойном заложении откосов (1:1,5 и 1:1,75):
Расчёт устойчивости откосов земляного полотна на ПК 1+70:
Расчет устойчивости откосов при прохождении кривой скольжения через точку 1 производим в соответствии с рисунком 3.
1. Вычисляем :
;
;
;
;
;
;
.
2. Вычисляем :
;
;
;
;
;
;
.
3. Вычисляем :
;
;
;
;
;
;
.
4. Вычисляем площади частей по формуле:
, (5)
где Ω – площадь сектора;
A – высота правой грани сектора;
B – высота левой грани сектора;
X – ширина сектора.
C – площадь кругового сегмента.
;
;
;
;
;
;
.
5. Вычисляем по формуле:
, (6)
где Ω – площадь сектора;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.