МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тверской государственный университет»
Факультет управления и социологии
Кафедра социологии
Курсовая работа по методологии социологических исследований
Культурные предпочтения студенческой молодёжи.
Выполнил: студент 17 группы
Проверил: доцент
Тверь 2012
Содержание
Введение………………………………………………………………. 3
Глава 1. Культура молодёжи……………………………………….. 6
1.1. Взаимодействие общества и молодёжной культуры..... 6
1.2. Молодёжная субкультура и контркультура………….. 11
1.3. Методы исследования молодёжной культуры…………13
Глава 2. Культурные предпочтения студентов ФУС ТвГУ……….19
2.1. Элементы студенческой культуры…………………...…19
2.2. Культурные предпочтения в области субкультур…….24
Заключение…………………………………………………………….27
Список использованной литературы………………………………...29
Приложения……………………………………………………………30
Введение
Актуальность темы заключается в том, что культура студентов является в целом отражением культуры молодёжи, а изучать молодёжь необходимо, поскольку молодёжь – это будущее, и культура молодёжи во многом определяет это будущее.
Слово «культура» происходит от латинского «культивировать» или «возделывать», и именно в таком понимании («искусство земледелия») оно употреблялось до начала XVIII в. Позже его стали относить и к людям, отличавшимися изящными манерами, начитанностью, музыкальностью и т.п. В обыденной лексике, на уровне массового сознания, «культура» и по сей день ассоциируется с хорошим воспитанием, посещением театров и музеев, художественной эрудицией.
Современное научное определение культуры значительно шире. Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы[1].
Как социальная группа молодежь в контексте культурного уровня выступает следующим образом. Молодежь – это социальная возрастная группа молодых людей (иногда до 30 лет), с одной стороны они несут в себе результаты влияния различных факторов, в целом представляют собой сформированные личности, а с другой стороны – их ценности остаются гибкими, подверженными различным влиянием. Жизненный опыт этой группы не богат, представление о морально-этических ценностях часто окончательно не определены. Сегодня юноша рано перестает быть ребенком (по своему физиологическому развитию), но по социальному статусу еще долгое время не принадлежит миру взрослых. Юношеский возраст – время, когда экономическая активность и самостоятельность еще не достигнуты в полном объеме. Психологически молодежь относится к миру взрослых, а социологически – к миру отрочества. Если в смысле насыщения знаниями человек созревает гораздо раньше, то в смысле положения в обществе, возможности сказать свое слово – зрелость ею отодвигается. «Молодежь» как феномен и социологическая категория, рожденная индустриальным обществом, характеризуется психологической зрелостью при отсутствии весомого участия в институтах взрослых.
Молодежь выделяет свою культуру и свою субкультуру, что связано с неопределенностью своих социальных ролей, неуверенностью в собственном социальном статусе.
Но правомерно ли вообще понятие «молодежная культура»? Что это такое – культура самой молодежи или культура для молодежи? И если она есть, то со знаком «плюс» или «минус» следует использовать это понятие? Как с ним соотносятся принятые в науке термины «субкультура» и «контркультура»?[2]
Ответить на эти вопросы поможет социологическое исследование культуры молодежи.
Цель – выяснить предпочтения, содержание и уровень культуры студентов, и факторы, влияющие на ее формирование.
Характеризуя степень научной разработанности проблематики данной темы, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете.
Тему молодёжной субкультуры хорошо и подробно раскрыл в своих работах В.К. Сергеев[3], также очень интересны работы З.В. Сикевич, где он высказывает преимущества и недостатки молодёжной культуры[4]. Проблемы молодёжных субкультур хорошо освещаются в работах А.Л. Маршака[5].
Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований тематики киноискусства.
Научная значимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике – еще одним независимым авторским исследованием. Практическая значимость данной работы состоит в анализе проблем
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.