Новая редакция журнала по-своему приспосабливалась к потребностям времени, времени более острого идейного размежевания, требовавшего большей категоричности в критических суждениях. В целом литературно-критическая позиция «Современника» в 1863-1866 годах представляется по ряду факторов, и прежде всего по характеристике народной темы в русской литературе и отношению к дворянской литературе, переходной от революционно-демократической критике 60х годов к народнической 70х. Такой вывод напрашивается , например, уже при беглом сопоставлении некоторых критических высказываний Головачева или Елисеева с оценками дворянской и демократической литературы, которые были даны несколько позже Шелгуновым, Ткачевым, Скабичевским и другими «семидесятниками».
В процессе написания данной работы мы выяснили, что за свою историю «Современник» затронул все аспекты литературной жизни народа. В действительности переломным моментом для журнала стала потеря таких сотрудников, как Чернышевский и Добролюбов. Именно с момента их последний печати можно начинать обратный отсчет дней «Современника».
Но «Современник» держался не только на двух столпах. Некрасов был не только главным редактором, но и сердцем журнала. Несмотря на то, что признание рассказа в качестве самостоятельного жанра было подготовлено общим развитием прозы, дифференциацией прозаических жанров, а также критической деятельностью В. Г. Белинского, именно благодаря Некрасову и его «Современнику» рассказ стал тем жанром, которым мы видим его сейчас, прекратив быть «младшим братом» повести. Как сказано в работе, именно «Современник» стал также опорой и поддержкой Салтыкова-Щедрина и Островского. А они его основными авторами. Немалую роль в переломе мировоззрения и творчества Островского сыграл именно «Современник» - единственный журнал, который последовательно отстаивал принципы реализма в искусстве, гоголевское направление в литературе. Островскому, как демократу-просветителю, ближе всего был именно «Современник», где еще в 1855 году редакция журнала определила главную задачу литературы: «…возвысить общество до своего идеала – идеала добра, света, истины».
Период публикаций Лермонтова в «Современнике» стал также периодом становления программной позиции журнала в отношении к литературному процессу, в частности к судьбам русской поэзии. Ко времени появления публикаций началась работа по подготовке нового Собрания сочинений Лермонтова.Подытоживая наблюдения над лермонтовскими публикациями в «Современнике», можно сделать некоторые выводы. Журнал проявлял неизменный интерес к наследию Лермонтова, стремясь раскрыть для читателя подлинный облик поэта.
Несмотря на то, что последние годы издания «Современника» после возобновления с января 1863 года и до окончательного запрещения в мае 1866 года представляют собой особый период его истории, трудный и в какой-то мере кризисный. Некрасов смог закрыть журнал не теряя гордости и чести. И даже заполучить новый вскоре после закрытия «Современника»
1) По страницам некрасовских журналов: межвузовский сборник научных трудов / Гос. ком. РСФСР по делам науки и высш. шк., Ивановский гос. ун-т им. первого в России Иваново-Вознесенского общегор. Совета рабочих депутатов ; [редкол. : Л. А. Розанова (отв. ред.) и др.] .- Иваново : Ивановский гос. ун-т , 1991 - 171 с.
2) Горячим словом убежденья: "Современник" Некрасова - Чернышевского: [Сборник / Сост. Вандалковская М. Г. и др.; Авт. вступ. ст. Вандалковская М. Г., с. 3-20] .- М.: Современник , 1989 - 540,[2] с.
3) Литература некрасовских журналов: ["Современник", "Отеч. записки"]: Межвуз. сб. науч. тр. / Иван. гос. ун-т им. первого в России Иван.-Вознес. общегор. Совета рабочих депутатов; [Редкол.: В. В. Тихомиров (отв. ред.) и др.] .- Иваново : ИвГУ , 1987 - 173,[2] с.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.