Теоретические аспекты управления рисками в трансграничной торговле. Переход риска в соответствии с Венской Конвенцией 1980 г, страница 5

Сущность третьей концепции заключается в том, что риск переходит от продавца к покупателю сразу же после заключения договора купли-продажи. В данном случае не требуется, чтобы юридическое владение обязательно совпадало с физическим владением, то есть фактическим обладанием вещью. Рассматриваемое правило восходит к классической эпохе развития римского права, а именно к принципу periculumestemptoris[20]. Согласно нему, как только заключается договор купли-продажи, риск гибели проданной вещи переходит на покупателя, хотя бы даже к этому времени вещь фактически не была передана покупателю. В соответствии с данным правилом решаются вопросы перехода риска в странах Южной Африки, а также в швейцарском праве[21].

В начале XX века возникла еще одна теория перехода риска, которая нашла отражение в ст. 19 Единообразного закона о продажах[22]. Согласно данной концепции предполагается, что риски несет сторона, которая в соответствии с контрактом обязуется оплатить издержки по оплате перевозчика. Например, продавец обязуется оплатить расходы, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, и после отгрузки товара любые дополнительные расходы, в том числе и риск потери, переходят с продавца на покупателя (поставка на условиях CIF).

Дополнительно в данном разделе следует отметить такой критерий перехода риска, как идентификация (маркировка) товара. Продавец, как правило, на стадии передачи товара идентифицирует его в качестве предмета договора купли-продажи. В свою очередь, переход риска невозможен до тех пор, пока товар «не индивидуализирован должным образом, как товар, являющийся предметом данного договора»[23].  Данный принцип является основополагающим в праве Японии, гражданский кодекс которой гласит, что «риск переходит от продавца покупателю только в случае, когда товар четко идентифицирован как предмет контракта»[24].  Рассматриваемое правило легло в основу ст. 67 Венской Конвенции, согласно которой «риск не переходит на покупателя, пока товар четко не идентифицирован для целей данного договора путем маркировки, посредством отгрузочных документов, направленным покупателю…». Идентификация товара в договоре купли-продажи также является главенствующим принципом перехода риска по правилам ИНКОТЕРМС.

Однако следует отметить, что на практике встречаются случаи, когда перевод риска на покупателя возможен до определения товара в контракте. В качестве примера можно привести дело ComptoirdAchateddeVenteduBoerenbondBelgeSAv. LuisdeRidderLimitada[25], где суд постановил, что переход риска возможен и до определения предмета договора при определенных обстоятельствах. Схожий подход можно встретить и в деле Sterns v. Vickers Ltd[26], а также Stock v. Inflis[27].

ПЕРЕХОД РИСКА В СООТВЕТСТВИИ С ВЕНСКОЙ КОНВЕНЦИЕЙ 1980 г.

Вопросы переходы риска в договоре купли-продажи с продавца на покупателя урегулированы статьями 66-70 Конвенции 1980 г. Вследствие невозможности подвести все существующие ситуации под единое правило перехода риска, определение момента перехода риска следует рассматривать в зависимости от типа договора купли-продажи.

Основываясь на положениях Конвенции, можно предложить следующую классификацию договоров:

·  контракт, который предусматривает перевозку товара, однако не предписывает продавцу обязанность по передаче предмета договора в определенном месте (первое предложение, ст. 67): в данном случае риск переходит от продавца к покупателю в момент сдачи товара первому перевозчику в целях последующей передачи покупателю (FCA, CIF, CPT).

В рамках ст.67 Венской Конвенции определенные трудности представляет толкование выражения «договор …, предусматривающий перевозку товара». Данная конвенционная норма не дает четкого понимания, только ли независимый перевозчик может быть рассмотрен в качестве перевозчика по настоящему соглашению, или же может использоваться транспортное средство как продавца, так и покупателя. Из практики следует, что договор купли-продажи крайне редко предусматривает обязанность покупателя осуществить перевозку товара. Тогда в случаях, если продавец осуществляет транспортировку товара за счет своего персонала, то риск утраты или повреждения имущества остается на нем[28].