Можно констатировать, что в республике в настоящее время есть заинтересованные предприниматели, которые готовы взять в управление муниципальные котельные и модернизировать их с переводом на древесные отходы или древесное топливо (брикеты, пеллеты). Ежегодно в Коми производится около 700 тыс. м3 пиломатериалов [9].
Крупные предприятия, как правило, используют отходы производства (опилки, стружки, щепу) в качестве топлива в котельных для собственных нужд. Малый бизнес большей частью вывозит их на нелегальные свалки или просто в лес, нарушая требования экологического законодательства. Промышленные полигоны для хранения древесных отходов в муниципальных районах практически отсутствуют.
Для решения этой проблемы Министерство развития промышленности и транспорта РК разработало республиканскую программу по использованию древесных отходов, предполагающую создание в районах мест временного складирования древесных отходов с привлечением финансирования из республиканского бюджета за счет программы охраны окружающей среды, а также средств бизнеса. Кроме того, в Республике Коми необходимо утвердить типовой порядок обращения с древесными отходами для муниципальных районов и городских округов, поскольку на местные власти сегодня возложены полномочия по организации системы обращения с древесными отходами. Тогда во всех муниципальных образованиях бизнес и власть будут работать по единым правилам.
Площадки для складирования древесных отходов, которые планируется организовать в рамках таких программ, оборудуются бетонным покрытием, обнесены забором, имеют систему сбора поверхностных вод и систему пожаротушения. Создание таких площадок может идти двумя путями. Так, может быть организовано муниципальное предприятие — оператор полигона или коммерческая структура. Второй вариант приемлем в случае, если предприниматели планируют самостоятельно перерабатывать отходы. Например, можно использовать отходы в качестве топлива для муниципальной котельной, которую можно взять в оперативное управление, либо создать производство по выпуску биотоплива (пеллет, брикетов). В этом случае будет решена серьезная проблема — обеспечение производства сырьем. Вместе с тем на региональном уровне необходимо решить вопрос с тарифами на древесные отходы, что позволит заинтересовать лесозаготовителей и деревообработчиков поставлять или отдавать отходы на утилизацию.
В число производителей и поставщиков топливной древесины могут входить предприниматели-владельцы лесозаготовительных машин и транспортных средств, лесопереработчики, владельцы котельных и предприниматели, занимающиеся поставками древесного топлива. Древесное топливо они могут продавать как самостоятельно, так и через сеть. Такие предприятия оказывают положительное влияние на конкуренцию в данной сфере. Для теплоснабжения небольших районных теплоцентралей, отдельно стоящих муниципальных зданий, школ, а также эксплуатации и обслуживания котельных установок такая предпринимательская модель теплоснабжения будет наиболее приемлемой (рис. 6). Кроме древесных отходов, на территориях муниципальных районов скопились большие объемы отработанных автопокрышек, масел, аккумуляторов и прочих отходов автомобилей и лесозаготовительной техники. Их утилизацию на территории муниципальных районов тоже можно предусмотреть.
Система производства древесного топлива из отходов включает ряд последовательных операций, выполняемых для переработки биомассы в коммерческое топливо и его транспортировки от источника образования в котельную, ТЭЦ.
Основные этапы: закупка, рубка, транспортировка от места рубки к дороге, измельчение, измерение, вторичная транспортировка от дороги на предприятие для производства топлива. В качестве одного из этапов подготовки топливной древесины является ее измельчение, которое может осуществляться на придорожной или погрузочной площадке, по месту рубки леса, на терминале или на территории предприятия, где располагается энергетическая установка
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.