Сергей Мохов, создатель журнала «Антология русской смерти», в статье для интернет-журнала «FURFUR» рассказывает о взаимосвязи таких понятий, как смерть и интернет. «Интернет-контент не приватизируется близкими людьми после смерти, - говорит он. - Каждый желающий может воспользоваться абсолютно любым элементом, любой составной частью контента, чтобы создать свою собственную историю умершего человека. Право на личные вещи умершего больше никак не принадлежит семье. Можно легко взять картинку, пост со стены мёртвого человека и сделать с ним свою маленькую историю. Интернет делает смерть публичной».[26] Сама форма существования информации о человеке в сети Интернет делает человека в некотором смысле бессмертным - с ним можно продолжать «общаться» через записи на стене или «лайки», мы можем узнавать биографию человека через его посты и записи, картинки, музыку. Социальные сети не удаляют страницы мёртвых людей; будь гоголевские «Мёртвые души» написаны в XXI веке, то они обрели бы именно такую форму.
Интернет и социальные сети вернули человеку его смерть и мортальные потребности. Социальные сети всё больше осваиваются как средство мемориализации, конструирования сообществ смерти. Причём спектр подобных сетевых сообществ просто огромный - от создания пабликов, посвящённых памяти человека, целых виртуальных кладбищ до групп помощи и сбора денег умирающему от рака[27].
«Человек сегодня почти не сталкивается с мертвым телом в реальной жизни, но даже если это и происходит, похоронные бюро тут же забирают покойника, чтобы «оформить» его «по всем правилам международного дизайна, стэндинга, смайлинга и маркетинга». Ему придают вид живого, пытаясь исключить все возможные признаки наступившего конца. Это крайнее отрицание смерти превращается в симулякр жизни, в фантазм, которому нет места нигде, кроме сферы воображаемого»[28] - именно этой цитатой хотелось бы начать рассуждения о связи понимания смерти и современных массмедиа, книг, игр, фильмов. Мы видим примеры бессмертных или потенциально бессмертных существ в книгах (например, Дориан Грей в книге Оскара Уальда), комиксах (Дедпул во Вселенных Marvel-comics), персонажей сериалов, что умирают, но не совсем (Джон Сноу из «Игры Престолов», две девушки в виртуальной реальности в сериале «Чёрное зеркало»). В любой компьютерной игре можно умереть, а после воскреснуть на том же уровне, а иногда, применив чит-код, и вовсе стать бессмертным.
С другой стороны, образ смерти обыгрывается во многих фильмах как данность. Нам показывают умирающих персонажей, страдающих от болезней (например, два главных героя в фильме «Достучаться до небес» или же «Далласский клуб покупателей»), случайной смерти («Мальчик в полосатой пижаме»), роковому стечению обстоятельств (оскороносный «Титаник»).
В вышеуказанной статье Сергея Мохова говорится о следующей статистике: «по мнению Джеймса Грина, которое он высказал в своей книге «Beyond the Good Death», среднестатистический американец за год видит в СМИ, кино и интернете приблизительно 16 тысяч убийств»[29]. Далее следует ссылка на термин Джеффри Горера, который называет это «порнографией смерти», ведь секс и смерть - две наиболее эмоционально насыщенных темы.
Игра на образе смерти в произведениях не нова. Многие классические сюжеты строятся на смерти, будь то живопись («Юдифь и Олоферн», «Последний день Помпеи», «Похороны в Орнане»), поэзия (например, «повышенная смертность» в Шекспировском «Гамлете» или «Стихи о смерти» Бодлера), музыка («Пляска смерти» Листа). Все эти сферы культуры реагировали на господствующие в их время в обществе представления о смерти, но и так же влияли на них. Поэтому нет ничего удивительного, что современное «недоумирание» в культуре и романтизация или, в противоположность, сведение смерти до бытового события влияют на восприятие молодёжи, на её взгляды и суждения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.