

где Y1 - подъемная сила той или иной части ЛА, Xdi- координата точки приложения этой силы. На основании (2.20) для ЛА нормальной схемы найдем


Можно показать [3], что степень продольной статической устойчивости ЛА зависит от взаимного положения его фокуса и центра тяжести.
![]()

![]()
Как следует из (2.22) степень продольной статической устойчивости mCyz равна расстоянию между центром тяжести и фокусом, выраженному в долях корпуса. Преобразуя (2.22) найдем

Вернемся теперь к выражению (2.15). Как видим, для расчета величин mαz и mδz необходимо знать величины Сαyф, Сαyкр, Сαyp и Сδyp , которые нам уже известны из предыдущего. Кроме того необходимо дополнительно знать координаты центров давления Хdф, Хdкр, Хdp.
В соответствии с методикой проф. Л.С.Чернобровкина величины Xdф ,
Xdкр , Xdр определяются сначала для изолированных конструкций (крыльев, рулей, фюзеляжа), а затем вводится поправка на интерференцию. Что касается рулей, то поскольку они располагаются в конце корпуса, то их центр давления можно считать совпадающим с центром давления изолированного руля.
Определим теперь численные значения величин Xdф , Xdкр и Xdр для рассматриваемой компоновки.
1. Центр давления изолированных крыльев. Линейная теория изолированных крыльев позволяет определить расстояние от начала САХ- xdA до центра давления, отнесенное к величине хорды.
Для рассматриваемого крыла с λк
величина
xdA ≈ 0,4 (влияние увеличения угла атаки не
учитываем).
2. Центр давления изолированного фюзеляжа. Будем, как и ранее, учитывать лишь подъемную силу носовой части фюзеляжа. Согласно теории тонких тел вращения для малых чисел М
![]()
где W - объем носовой части корпуса. Для носовой части с параболическим обводом WHoc = 0,533 Lhoc SM.
![]()
![]()
Опыт показывает, что при увеличении числа М центр давления смещается назад и тем больше, чем больше удлинение цилиндрической части корпуса. Величина дополнительного смещения в долях длины носовой части составляет ∆Х/ Lнос = 0,45.
3. Центр давления комбинаций "крылья-фюзеляж". Положение центра давления с учетом взаимного влияния крыльев и фюзеляжа для случаев "αα" и "δо" подробно рассмотрено в [3]. Мы на этом останавливаться не будем. Теперь перейдем непосредственно к формулировке второго условия. Из (2.16) при αm = δm следует mzα = -mzα\. Полагая Хт1 = 0,51; mzα= -0,08; Xт0 = 0,59 определим значение mzα приближенно принимая, что Хт1 ≈ (Хdкр)αα . Тогда, как следует из

![]()

Отсюда с учетом (2.3) найдем
Вертикальная прямая (2.26) приведена выше на рис. 2.2,б. Точка пересечения прямых (1) и (2) дает искомые значения SKp =6,2; Sр =3,2. Геометрическая схема ракеты с учетом полученных значений Sкр , Sp и Хкр ≈ 1,8 приведена на рис.2.3,а.
Ракеты
рассматриваемого типа являются одноступенчатыми и имеют однорежимный ракетный
двигатель. В этом случае закон изменения скорости по времени включает два
участка: стартовый и пассивный. Первый из
них характеризуется малой продолжительностью (t
=3÷5с) и резким нарастанием скорости полета (ускорение до 250 ÷300 м/с2).
Второй участок соответствует свободному полету ракеты по инерции и характеризуется существенным изменением скорости. Рассмотрим
методику определения баллистических характеристик ракеты V(t) и S(t)= кʃ0 V(t) dt. [2] Управление движения
для стартового участка записано в виде:
![]()
Здесь
R - тяга двигателя, X - сила
лобового сопротивления. Пренебрегая в (З.1)
влиянием силы лобового сопротивления и учитывая R
= - gJ1, m получим
![]()
Здесь
J1 - удельный импульс топлива. Интегрируя
это уравнение с разделяющимися переменными в
пределах: по времени - от нуля по tr, но скорости - от начального значения VH до максимального значения Vm получим формулу Цилковского
![]()
Определим прирост скорости за время стартового участка



![]()
Зависимость относительного приращения, определенная из (3.4) приведена на рис.3.1,а сплошной линией.
Рассмотрим возможность упрощения формулы (3.4). Полагая
![]()
получим


Соответствующая зависимость приведена пунктиром на рис,3.1,а. Физический смысл формулы (3.5) состоит в том, что прирост количества движения под действием импульса тяги определяется по среднему значению веса ракеты на стартовом участке Gn = G0 (1- 0,5 GT). Далее можно получить следующее приближение для формулы (3.4), соответствующее отказу от учета переменности массы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.