Основная черта, присущая этому институту - неконкурирующий характер по отношению к другим государственным органам, самостоятельность в цепи правового механизма защиты прав и свобод человека. Исследователи выделяют функции, демонстрирующие специфику этого института: выяснение всех обстоятельств дела о нарушении прав гражданина; корректирующая функция, которая состоит в исправлении допущенной несправедливости; инициирование реформ; информационно-воспитательная функция (невластный характер применяемых им средств и информирование общественности о своей работе) [21, с. 134].
Гарантиями прав и свобод человека являются и правила, устанавливающие пределы и условия возможного ограничения прав и свобод человека, которые включают ограничения в целях защиты прав иных лиц, конституционного строя и т. п.
Таким образом, разнообразные правовые гарантии в теоретическом плане должны обеспечивать реализацию правового статуса личности, его защиту. Юридические нормы-гарантии конкретизируют и определяют пределы прав и свобод; процессуальные формы реализации; механизмы и институты защиты прав и свобод: конституционный контроль и надзор, меры защиты и меры ответственности лиц, виновных в нарушении прав и свобод, формы осуществления процессуального контроля и надзора, предупреждения и профилактики нарушений и иные меры.
Государство, провозгласив права и свободы человека в качестве высшей ценности, установив соответствующие гарантии, должно обеспечить обладание правами и свободами, предупреждать, пресекать и осуждать нарушения.
В современном мире в основных законах любых государств большое внимание уделяется правам человека. Но, как утверждает Д. А. Ковачев, по текстам конституций трудно определить уровень эффективности их требований: правоприменение может сильно отличаться от написанного права [8, с. 43].
Население тех или иных государств на бумаге может претендовать на обладание правами и свободами на уровне международных стандартов. Но их фактическое использование может зависеть от «уровня жизни значительной части населения, размаха коррупции в обществе, неясности политики власти по вопросам дальнейшего развития общества, доминирования крупного капитала в жизни страны, слабости среднего класса, авторитарных элементов в молодой российской демократии» [24, с. 3-15], как это происходит в России, и других причин.
Рассматривая возможности юридических гарантий, следует обратить внимание на их недееспособность на практике.
Например, по данным, приведенным в опубликованном Докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2013 год, жалоб на различные нарушения прав и свобод человека в отчетном году поступило свыше 22 тыс. единиц [15]. Это количество можно распределить по категориям (таблица 5).
Таблица 5 – Нарушение прав по жалобам, полученным Уполномоченным по правам человека в РФ за 2013 г.
Нарушенные права |
% от общего количества |
1. Личные (гражданские) права и свободы (в их составе 72% - права на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство, что больше на 4,9 % по сравнению с 2012 г.) |
59,1 % |
2. 2. Социальные права (среди них больше всего (42,7 %) жалоб на нарушение права на жилище; 33,1% - жалобы касались права на социальное обеспечение) |
26,4 % |
3. Экономические права и свободы (при этом на 2,6% увеличилась доля обращений граждан по вопросам нарушений права собственности на имущество и на 3,5% - доля жалоб, касающихся нарушений права на свободу экономической деятельности) |
10,8 % |
4. Политические права и свободы |
1,5 % |
5. Культурные права (80,3 % - права на образование, остальные 19,7% - права на участие в культурной жизни) |
0,8 % |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.