Приложение к курсовой работе. особенности жанра концерта для левой руки на примере Второго концерта для левой руки

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Особенности жанра фортепианного концерта для левой руки

На примере Второго концерта Мориса Равеля

Подготовила: Студентка II курса СПО Кафедра «Теория Музыки»

Основные направления в музыке XX века:

  • Импрессионизм
  • Модернизм
  • Экспрессионизм
  • Неоклассицизм

Импрессионизм

  • Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

Художники-импрессионисты

Камиль Писарро

Клод Моне

Огюст Ренуар

Музыкальный импрессионизм Задачи:

  • передача настроений
  • фиксация едва уловимых психологических состояний
  • На первый план выдвигается звуковая красочность. Большое внимание в музыке импрессионистов уделяется колориту, поискам необычных оркестровых звучаний и гармоний.

Клод Дебюсси

1862 - 1918

Импрессионизм

«Я пытаюсь найти новые реальности… дураки называют это импрессионизмом». Клод Дебюсси

Морис Равель

1875 - 1937

Морис Равель

  • Морис Равель родился 7 марта 1875 года в городе Сибур на юге Франции.
  • В 1889 году Равель поступил в Парижскую консерваторию, которую закончил по классу фортепиано.
  • После окончания консерватории в 1900—1914 годах он пишет множество сочинений.
  • В 1925 году Равель завершил работу над новаторским произведением «Дитя и чудеса». Оно было названо оперой-балетом.
  • В 1929 году композитор становится почётным доктором музыки Оксфордского университета.
  • В 1932 году Равель он начинает работать над новым произведением — балетом «Жанна Д'Арк». Однако попадает в автомобильную катастрофу, и работа прекращается.
  • Начиная с 1933 года Равель страдал от серьёзного неврологического заболевания. Последним произведением тяжело больного композитора были «Три песни» к первому звуковому фильму «Дон Кихот». Они были написаны для русского певца Ф. И. Шаляпина.
  • Композитор умер 28 декабря 1937 года в Париже после неудачно проведённой операции на головном мозге, предпринятой с целью лечения афазии. Похоронен на кладбище парижского пригорода Леваллуа-Перре.

Леонид Гаккель о фортепианном творчестве Мориса Равеля:

  • «Фортепианный стиль Мориса Равеля отмечен воздействием неоклассической тенденции в музыкальном искусстве XX века. Речь здесь может идти и о формально-жанровых решениях ("Гробница Куперена", Концерт Соль мажор), и о приемах фортепианного письма. В поздних сочинениях Мориса Равеля неоклассическая манера смыкается с манерой джазового пианизма (Концерт для левой руки)».

Фортепианное творчество

Фортепианное творчество

Маргерит Лонг, Альфред Карто, Робер Казадезюс, Вальтер Гизекинг, Марта Ангерих

Морис Равель о концертах

  • В одном из интервью он говорил:
  • "Это был интересный для меня опыт, оба концерта сочинялись одновременно". Особый интерес представляет второй концерт для левой руки.

Второй концерт для левой руки

  • Первое исполнение Второго концерта состоялось в Вене 27 ноября 1931 года.
  • Играл Пауль Витгенштейн обладавший правом единоличного исполнения до 1937 года (6 лет).

Пуль Витгенштейн – австрийский и американский пианист, известный исполнением фортепианных концертов только левой рукой, после ампутации правой руки во время Первой мировой войны

Пауль Витгенштейн

Второй концерт

Морис Равель сочинил концерт, начинающийся с огромной каденции для левой руки.

  • «Если я хотел бы играть без оркестра, я не заказывал бы концерта с оркестром!» - сердился Витгенштейн и требовал, чтобы Равель переделал

Но дирижеры поддержали композитора и сказали, что надо играть так, как сочинил Равель.

Святослав Рихтер

  • Святослав Рихтер (1915 - 1997) - один из крупнейших пианистов XX века, чья виртуозная техника сочеталась с огромным репертуаром и глубиной интерпретаций.
  • Подробнее см.: Статья о Рихтере в Британской энциклопедии

В одном из интервью композитор говорил об этом произведении:

«Концерт для левой руки совсем другого характера; он одночастный, содержит много джазовых эффектов, и фактура его не так проста. В произведениях такого рода важно чтобы музыкальная ткань не казалась облегченной, но, напротив, звучала как бы исполняемая двумя руками. Поэтому я приблизился в нем к импозантному и патетическому стилю

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Культурология
Тип:
Дополнительные материалы
Размер файла:
13 Mb
Скачали:
0