Особенности жанра фортепианного концерта для левой руки
На примере Второго концерта Мориса Равеля
Подготовила: Студентка II курса СПО Кафедра «Теория Музыки»
Основные направления в музыке XX века:
-
Импрессионизм
-
Модернизм
-
Экспрессионизм
-
Неоклассицизм
Импрессионизм
-
Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.
Художники-импрессионисты
Камиль Писарро
Клод Моне
Огюст Ренуар
Музыкальный импрессионизм Задачи:
-
передача настроений
-
фиксация едва уловимых психологических состояний
-
На первый план выдвигается звуковая красочность. Большое внимание в музыке импрессионистов уделяется колориту, поискам необычных оркестровых звучаний и гармоний.
Клод Дебюсси
1862 - 1918
Импрессионизм
«Я пытаюсь найти новые реальности… дураки называют это импрессионизмом».
Клод Дебюсси
Морис Равель
1875 - 1937
Морис Равель
-
Морис Равель родился 7 марта 1875 года в городе Сибур на юге Франции.
-
В 1889 году Равель поступил в Парижскую консерваторию, которую закончил по классу фортепиано.
-
После окончания консерватории в 1900—1914 годах он пишет множество сочинений.
-
В 1925 году Равель завершил работу над новаторским произведением «Дитя и чудеса». Оно было названо оперой-балетом.
-
В 1929 году композитор становится почётным доктором музыки Оксфордского университета.
-
В 1932 году Равель он начинает работать над новым произведением — балетом «Жанна Д'Арк». Однако попадает в автомобильную катастрофу, и работа прекращается.
-
Начиная с 1933 года Равель страдал от серьёзного неврологического заболевания. Последним произведением тяжело больного композитора были «Три песни» к первому звуковому фильму «Дон Кихот». Они были написаны для русского певца Ф. И. Шаляпина.
-
Композитор умер 28 декабря 1937 года в Париже после неудачно проведённой операции на головном мозге, предпринятой с целью лечения афазии. Похоронен на кладбище парижского пригорода Леваллуа-Перре.
Леонид Гаккель о фортепианном творчестве Мориса Равеля:
-
«Фортепианный стиль Мориса Равеля отмечен воздействием неоклассической тенденции в музыкальном искусстве XX века. Речь здесь может идти и о формально-жанровых решениях ("Гробница Куперена", Концерт Соль мажор), и о приемах фортепианного письма. В поздних сочинениях Мориса Равеля неоклассическая манера смыкается с манерой джазового пианизма (Концерт для левой руки)».
Фортепианное творчество
Фортепианное творчество
Маргерит Лонг, Альфред Карто, Робер Казадезюс, Вальтер Гизекинг, Марта Ангерих
Морис Равель о концертах
-
В одном из интервью он говорил:
-
"Это был интересный для меня опыт, оба концерта сочинялись одновременно". Особый интерес представляет второй концерт для левой руки.
Второй концерт для левой руки
-
Первое исполнение Второго концерта состоялось в Вене 27 ноября 1931 года.
-
Играл Пауль Витгенштейн обладавший правом единоличного исполнения до 1937 года (6 лет).
Пуль Витгенштейн – австрийский и американский пианист, известный исполнением фортепианных концертов только левой рукой, после ампутации правой руки во время Первой мировой войны
Пауль Витгенштейн
Второй концерт
Морис Равель сочинил концерт, начинающийся с огромной каденции для левой руки.
-
«Если я хотел бы играть без оркестра, я не заказывал бы концерта с оркестром!» - сердился Витгенштейн и требовал, чтобы Равель переделал
Но дирижеры поддержали композитора и сказали, что надо играть так, как сочинил Равель.
Святослав Рихтер
-
Святослав Рихтер (1915 - 1997) - один из крупнейших пианистов XX века, чья виртуозная техника сочеталась с огромным репертуаром и глубиной интерпретаций.
-
Подробнее см.: Статья о Рихтере в Британской энциклопедии
В одном из интервью композитор говорил об этом произведении:
«Концерт для левой руки совсем другого характера; он одночастный, содержит много джазовых эффектов, и фактура его не так проста.
В произведениях такого рода важно чтобы музыкальная ткань не казалась облегченной, но, напротив, звучала как бы исполняемая двумя руками.
Поэтому я приблизился в нем к импозантному и патетическому стилю