Приложение к курсовой работе. особенности жанра концерта для левой руки на примере Второго концерта для левой руки

Страницы работы

27 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Особенности жанра фортепианного концерта для левой руки

На примере Второго концерта Мориса Равеля

Подготовила: Студентка II курса СПО Кафедра «Теория Музыки»

Основные направления в музыке XX века:

  • Импрессионизм
  • Модернизм
  • Экспрессионизм
  • Неоклассицизм

Импрессионизм

  • Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

Художники-импрессионисты

Камиль Писарро

Клод Моне

Огюст Ренуар

Музыкальный импрессионизм Задачи:

  • передача настроений
  • фиксация едва уловимых психологических состояний
  • На первый план выдвигается звуковая красочность. Большое внимание в музыке импрессионистов уделяется колориту, поискам необычных оркестровых звучаний и гармоний.

Клод Дебюсси

1862 - 1918

Импрессионизм

«Я пытаюсь найти новые реальности… дураки называют это импрессионизмом». Клод Дебюсси

Морис Равель

1875 - 1937

Морис Равель

  • Морис Равель родился 7 марта 1875 года в городе Сибур на юге Франции.
  • В 1889 году Равель поступил в Парижскую консерваторию, которую закончил по классу фортепиано.
  • После окончания консерватории в 1900—1914 годах он пишет множество сочинений.
  • В 1925 году Равель завершил работу над новаторским произведением «Дитя и чудеса». Оно было названо оперой-балетом.
  • В 1929 году композитор становится почётным доктором музыки Оксфордского университета.
  • В 1932 году Равель он начинает работать над новым произведением — балетом «Жанна Д'Арк». Однако попадает в автомобильную катастрофу, и работа прекращается.
  • Начиная с 1933 года Равель страдал от серьёзного неврологического заболевания. Последним произведением тяжело больного композитора были «Три песни» к первому звуковому фильму «Дон Кихот». Они были написаны для русского певца Ф. И. Шаляпина.
  • Композитор умер 28 декабря 1937 года в Париже после неудачно проведённой операции на головном мозге, предпринятой с целью лечения афазии. Похоронен на кладбище парижского пригорода Леваллуа-Перре.

Леонид Гаккель о фортепианном творчестве Мориса Равеля:

  • «Фортепианный стиль Мориса Равеля отмечен воздействием неоклассической тенденции в музыкальном искусстве XX века. Речь здесь может идти и о формально-жанровых решениях ("Гробница Куперена", Концерт Соль мажор), и о приемах фортепианного письма. В поздних сочинениях Мориса Равеля неоклассическая манера смыкается с манерой джазового пианизма (Концерт для левой руки)».

Фортепианное творчество

Фортепианное творчество

Маргерит Лонг, Альфред Карто, Робер Казадезюс, Вальтер Гизекинг, Марта Ангерих

Морис Равель о концертах

  • В одном из интервью он говорил:
  • "Это был интересный для меня опыт, оба концерта сочинялись одновременно". Особый интерес представляет второй концерт для левой руки.

Второй концерт для левой руки

  • Первое исполнение Второго концерта состоялось в Вене 27 ноября 1931 года.
  • Играл Пауль Витгенштейн обладавший правом единоличного исполнения до 1937 года (6 лет).

Пуль Витгенштейн – австрийский и американский пианист, известный исполнением фортепианных концертов только левой рукой, после ампутации правой руки во время Первой мировой войны

Пауль Витгенштейн

Второй концерт

Морис Равель сочинил концерт, начинающийся с огромной каденции для левой руки.

  • «Если я хотел бы играть без оркестра, я не заказывал бы концерта с оркестром!» - сердился Витгенштейн и требовал, чтобы Равель переделал

Но дирижеры поддержали композитора и сказали, что надо играть так, как сочинил Равель.

Святослав Рихтер

  • Святослав Рихтер (1915 - 1997) - один из крупнейших пианистов XX века, чья виртуозная техника сочеталась с огромным репертуаром и глубиной интерпретаций.
  • Подробнее см.: Статья о Рихтере в Британской энциклопедии

В одном из интервью композитор говорил об этом произведении:

«Концерт для левой руки совсем другого характера; он одночастный, содержит много джазовых эффектов, и фактура его не так проста. В произведениях такого рода важно чтобы музыкальная ткань не казалась облегченной, но, напротив, звучала как бы исполняемая двумя руками. Поэтому я приблизился в нем к импозантному и патетическому стилю

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Культурология
Тип:
Дополнительные материалы
Размер файла:
13 Mb
Скачали:
0