Теоретические основы формирования творческих способностей у детей на занятиях по изобразительной деятельности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

рассказах присутствует эмоциональное описание героев (плохой кот; Аня выросла большая, добрая, красивая и умная; злой паук). Во всех работах присутствовала только косвенная речь, прямая речь и диалоги не использовались. Предложения агроматичны, т.к. почти у всех испытуемых нарушено фонематическое восприятие, у одного ребенка не сформирована связная речь. Результаты выполнения задания представлены в приложении, в таблице №2.

Задание №3. С заданием справились не все дети. Рома У. с заданием не справился. Леша Б. и Яна Г. Выполнили задание не до конца, т.к. дети утомились. В основном испытуемые изображали предметы быта ( морковка, дверь, телефон, стол, стул и т.д.). Сема А. проставил во всех кружках цифры и пояснил, что это фишки. Так же присутствовали работы, где были изображены портрет семьи, площадь, цветочная поляна. Все рисунки имели яркий вид, присутствовали такие цвета, как красный, синий, желтый оранжевый., только один рисунок был выполнен черным карандашом. Задание дети выполняли с интересом, но не все действовали по инструкции. 50% детей использовали не все круги, т.е. выполнили задание не до конца, т.к. к этому времени уже утомились. В момент проведения эксперимента дети были адекватны и находились в спокойном состоянии. Результаты выполнения задания представлены в приложении, таблица № 3.

Для аналитической обработки результатов исследования были определены три уровня развития творческих способностей у дошкольников с задержкой психического развития:

Низкий уровень 0-15 баллов (9 человек, 60%):сюда мы отнести детей, которые получили по все заданиям низкий балл, либо вообще не справились с заданиями. Испытуемые этого уровня выполняли задания медленно, действовали не по инструкции, часто отвлекались. У детей данного уровня наблюдалась снижение работоспособность. В рассказах, которые дети сочиняли, не использовалось разнообразие образов, с начала и до конца в них говорилось об одном и том же персонаже, причем с очень бедными характеристиками этого персонажа. Образы в рассказах не проникнуты никакими эмоциями со стороны рассказчика, дополнительно образы не характеризуются. В рисунках нет ничего оригинального, слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали, либо рисунок вообще состоит из отдельных штрихов и линий. У них снижена скорость выполнения ряда перцептивных операций, что приводит к бедности и слабой дифференциации образов и представлений. Также отмечается слабая сформированность сенсорных эталонов, образной сферы в целом, которая проявляется в ограниченности круга представлений, их схематичности и элементах стереотипии. У детей данного уровня наблюдается речевая инактивность, затруднения при развернутом высказывании, неустойчивость внимания, неумение его распределять.

Средний уровень 15-24 балла (5человек, 33%): Испытуемые этого уровня работали так же медленно, но улаживались в отведенное на задание время. Рассказы были не придуманные, а пересказывались увиденные или услышанные факты, но дети привносили в них что-то новое от себя, т.е. оперировали образами. В рассказах встречались 2-3 разных персонажа и все они характеризовались с разных сторон. Наблюдалась речевая активность, но текст был между собой не связан грамматически и логически. Эмоциональная сторона рассказа слабо выражена. В рисунках нет ничего, что в целом является новым, но сам рисунок несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

Высокий уровень 25-30 баллов (1 человек, 7%): Испытуемые этого уровня быстро справлялись с заданиями. Рассказы были полностью придуманы детьми, все сюжеты вымышленные. Наблюдались смысловые ошибки, что объясняется диагнозом. В них фигурируют 4 и более персонажей которые, в свою очередь, характеризуются рассказчиком с разных сторон. Сами рассказы достаточно эмоциональны и выразительны. Рисунки детей оригинальные, необычные, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении, оказывают большое впечатление, их образы и детали тщательно проработаны. Использовано достаточно большое количество цветов, все они обоснованы. Дети с удовольствием комментировали свои рисунки. Все задания выполняли по инструкции. При необходимости дети уточняли некоторые моменты. Внимание детей было сосредоточено на протяжении всего эксперимента

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
974 Kb
Скачали:
0