Гендерные особенности агрессивности в подростковом возрасте

Страницы работы

43 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Однако, различия в уровне враждебности у мальчиков и девочек подростков являются достоверными.

Причинами таких результатов могут быть:

1. Малая выборочная совокупность.

2. Факторы помех, присутствующие в условиях эксперимента.

3. Низкая надежность методики измерения.

4. Недостаточная мощность статистического критерия и др.

Причины могут быть различными, однако на данный момент определить точный фактор или совокупность факторов, повлиявшую на результаты исследования, невозможно.


ВЫВОДЫ

Обобщая полученные результаты по методике состояния агрессивности Басса–Дарки, можно сделать вывод, что в данном возрастном периоде агрессивность в различных ее проявлениях присуща большинству детей, но в подавляющем большинстве показатели по агрессивности, враждебности находятся в пределах нормы. Враждебность же у детей выражена сильнее агрессивности.

Гипотеза исследования о том, что существуют достоверные различия в уровне агрессии у мальчиков и девочек подростков, не подтвердилась в ходе обработки эмпирических данных

Однако, различия в уровне враждебности у мальчиков и девочек подростков являются достоверными.

Причинами таких результатов могут быть:

1. Малая выборочная совокупность.

2. Факторы помех, присутствующие в условиях эксперимента.

3. Низкая надежность методики измерения.

4. Недостаточная мощность статистического критерия и др.

Причины могут быть различными, однако на данный момент определить точный фактор или совокупность факторов, повлиявшую на результаты исследования, невозможно.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существуют различные подходы к определению феномена агрессии. В общем же виде - этомотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

 Существуют разнообразные теоретические концепции агрессии, по-разному объясняют психологические механизмы возникновения агрессии: теория влечения (З. Фрейд); этологическая теория (К. Лоренц); теория фрустрации-агрессии (Л. Берковиц, А. Басс); теория социального научения (А. Бандура); теория принуждающей силы (Фишбах).

Психологически подростковый возраст исключительно сложен и противоречив. Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходный», «переломный», «трудный», «критический». Возникающее давление со стороны взрослых  и отсутствие адекватных каналов для самореализации, вызывают у многих подростков не только агрессивные установки, но и способствуют формированию таких черт характера как вспыльчивость, раздражительность, неумение себя сдерживать.

Агрессивное поведение в подростковом возрасте становится одним из самых распространенных, а для многих и наиболее удобным способом решения проблем, возникающих в сложных ситуациях и вызывающих психическую напряженность.

Исследователи неоднократно устанавливали, что на проявление уровня агрессии оказывают влияние не только возрастные особенности индивидов, но их половые отличия.

Целью моего исследования стало изучение гендерных отличий проявления агрессивности в подростковом возрасте. Основными показателями агрессивности в моей работе выступают: индекс агрессивности и индекс враждебности (полученные по опроснику А. Басса – Дарки).

Экспериментальное исследование по изучению гендерных особенностей агрессивности проводилось с учащимися 8-ых классов на базе ГУО «Средняя школа №5 г.Могилёва».

В результате проведенного исследования было установлено, что индекс агрессивности мальчиков не отличается от индекса агрессивности девочек. Различия не достоверны. А индекс враждебности мальчиков отличается от индекса враждебности девочек. Различия достоверны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.  Клецина, И.С. Гендерная социализация: учебное пособие / И.С. Клецина. – Санкт-Петербург : Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. – 92 с.

2.  Мещеряков, Б. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В. Зинченко. –  Санкт-Петербург: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.

3.  Соковня, И.И. Профилактика агрессивности и террористических проявлений у подростков: методическое пособие / С. Н. Ениколопов, Л. В. Ерофеева, И. И. Соковня и др. ; Под ред. И.И. Соковня. – Москва: Просвещение, 1998. – 175 с.

4.  Бэрон, Р. А. Агрессия : учебное пособие для студентов и аспирантов психол. / Р.А Бэрон., Ричардсон Дебора. –  2-е междунар. изд. – Санкт-Петербург, 2001. – 351 с.

5.  Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие / В.Д. Менделевич. – Москва: МЕДпресс, 2004. – 432 с.

6.  Заваржин, С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте : учебное пособие / С.А. Заваржин. – Харьков: Айлес, 2004.  – 213 с.

7.  Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми: учебное пособие / Е.К. Лютова. – Санкт-Петербург: Речь, 2003. – 190 с.

8.  Теории агрессии и агрессивности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.otrok.ru/teach/agress/agress11.htm . – Дата доступа: 20.04.2017.

9.  Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми: учебное пособие / К. Бютнер. – Москва: Педагогика, 2005. – 241 с.

10. Берковиц, Леонард. Агрессия: Причины, последствия и контроль / Леонард Берковиц. – Санкт-Петербург: Нева ,Олма-Пресс, Прайм-Еврознак,2002. – 318 с.

11. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л. М. Семенюк. – Москва : Ин-т практ. психологии, 1996 . – 96 с.

12. Хекхаузен, Хайнц. Мотивация и деятельность : учебное пособие/ Хайнц Хекхаузен; науч. ред. пер. на рус. яз.:Д.А. Леонтьев, Б.М. Величковский. – 2-е изд. –Санкт-Петербург: Питер, 2003 ;  Смысл. – 859 с.

13. Бендас, Т.В. Гендерная психология: учебное пособие/ Т.В.Бендас –  Санкт-Петербург: Питер, 2006. – 431 с.

14. Каширская, И.К. Социально–психологический анализ основных источников информации и процесс гендерной социализации : учебное пособие / И.К. Каширская. –  Санкт-Петербург: Питер, 2003. – 262 с.

15. Паренс, Г.А. Агрессия наших детей: учебное пособие / Г.А. Паренс. – Москва: Форум, 2007. – 152 с.

16. Понятие агрессия, основные теоретические подходы [Электронный ресурс]

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Биология
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
398 Kb
Скачали:
0