Особенности смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте

Страницы работы

Фрагмент текста работы

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра психологии развития

Курсовая работа на тему:

ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Научный руководитель:

магистр психологии,

ассистент

Автор:

Студентка 1 курса

Москва, 2014

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические основы исследования смысложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте…………………………….…6

1.1    Представление о понятии «смысложизненные ориентации» в философии и психологии ……………………….............................6

1.2    Динамика смысложизненных ориентаций личности в онтогенезе………………………………………………………………………...18

1.3    Особенности смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте………………………………………………………………………...…25

Глава II. Эмпирическое исследование смысложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте…………………………….30

2.1 Обоснование процедуры и методов исследования смысложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте………….30

2.2 Анализ результатов исследования смысложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте………………………………………………..36

Заключение………………………………………….………………...….47

Список литературы…………………………………...………………....50

Приложения

Введение

Актуальность исследования. Человек живёт и развивается в определённом культурно - историческом пространстве, специфика которого обусловлена территориальным фактором и соответствующим ему уровнем развития информационных технологий. С ходом исторического развития информационных технологий, человечество подвергалось воздействию всё больших объёмов различного рода информации, что оказало непосредственное влияние на самосознание каждой отдельной личности, становление её смыслов и ценностей. Актуальность исследования смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте обуславливается необходимостью выявить особенности воздействия информационного потока на ценностно-смысловую сферу личности.

Смысложизненные ориентации - это сложные социально-психологические образования, создаваемые значимыми жизненными взаимоотношениями личности и бытия. Они задают направление и границы самореализации личности с помощью структурирования целей-ценностей.

В период юности наблюдается возникновение новых целей и освоение новых социальных ролей, функционирует процесс дальнейшей возрастной социализации. Изменение самосознания сопровождается формированием качественно новых социальных и личностных смыслов. Результатом данного преобразования выступает уникальная система связанных между собой смысложизненных ориентаций.

Юношеский возраст характеризуется такими центральными новообразованиями, как личностное и профессиональное самоопределение. Личностное самоопределение - это определение себя как личности; существующее каждое мгновение ощущение самости относительно собственного внутреннего Я. Профессиональное самоопределение - это одна из форм личностного самоопределения, процесс формирования отношения к профессиональной деятельности, способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. В ходе личностного и профессионального самоопределения человек начинает воспринимать себя социальной единицей общества, происходит объединение смысложизненных ориентаций в систему связей, из которых формируется мировоззрение.

Таким образом, важной предпосылкой успешной самореализации личности выступает согласованная с общественными целями и личностным смыслом система смысложизненных ориентаций, определяющая поведение, выбор, направленность и интересы каждого отдельного человека.

Цель исследования - изучить особенности смысложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте.

Объект исследования - смысловая сфера личности.

Предмет исследования - особенности смысложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте.

Гипотеза исследования - смысложизненные ориентации имеют ряд особенностей в юношеском возрасте, в частности отличаются по половому признаку.

С целью проверки нашей гипотезы, нами были поставлены и решены следующие задачи:

1.      Рассмотрены и проанализированы теоретические представления о смысложизненных ориентациях в трудах отечественных и зарубежных философов и психологов;

2.      Проанализированы психологические особенности личности в юношеском возрасте

3.      Выявлены особенности смыложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте

Методологическая основа исследования. Общей методологической основой исследования является идея К. Маркса о том, что человек делает свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания; человек является сознательны существом, а типологическое сознание зависит от этапа исторического развития общества и индивидуального пути отдельной личности. Идеи Д. А. Леонтьева о том, что смысложизненные ориентации задают направление самореализации личности как субъекта жизненного пути через структурную организацию жизненных целей-ценностей. Идеи М. Рокича, в которых ценностные ориентации определяют содержание

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
407 Kb
Скачали:
0