федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет педагогики и психологии
Кафедра психологии развития
Курсовая работа на тему:
ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Научный руководитель:
магистр психологии,
ассистент
Автор:
Студентка 1 курса
Москва, 2014
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы исследования смысложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте…………………………….…6
1.1 Представление о понятии «смысложизненные ориентации» в философии и психологии ……………………….............................6
1.2 Динамика смысложизненных ориентаций личности в онтогенезе………………………………………………………………………...18
1.3 Особенности смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте………………………………………………………………………...…25
Глава II. Эмпирическое исследование смысложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте…………………………….30
2.1 Обоснование процедуры и методов исследования смысложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте………….30
2.2 Анализ результатов исследования смысложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте………………………………………………..36
Заключение………………………………………….………………...….47
Список литературы…………………………………...………………....50
Приложения
Введение
Актуальность исследования. Человек живёт и развивается в определённом культурно - историческом пространстве, специфика которого обусловлена территориальным фактором и соответствующим ему уровнем развития информационных технологий. С ходом исторического развития информационных технологий, человечество подвергалось воздействию всё больших объёмов различного рода информации, что оказало непосредственное влияние на самосознание каждой отдельной личности, становление её смыслов и ценностей. Актуальность исследования смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте обуславливается необходимостью выявить особенности воздействия информационного потока на ценностно-смысловую сферу личности.
Смысложизненные ориентации - это сложные социально-психологические образования, создаваемые значимыми жизненными взаимоотношениями личности и бытия. Они задают направление и границы самореализации личности с помощью структурирования целей-ценностей.
В период юности наблюдается возникновение новых целей и освоение новых социальных ролей, функционирует процесс дальнейшей возрастной социализации. Изменение самосознания сопровождается формированием качественно новых социальных и личностных смыслов. Результатом данного преобразования выступает уникальная система связанных между собой смысложизненных ориентаций.
Юношеский возраст характеризуется такими центральными новообразованиями, как личностное и профессиональное самоопределение. Личностное самоопределение - это определение себя как личности; существующее каждое мгновение ощущение самости относительно собственного внутреннего Я. Профессиональное самоопределение - это одна из форм личностного самоопределения, процесс формирования отношения к профессиональной деятельности, способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. В ходе личностного и профессионального самоопределения человек начинает воспринимать себя социальной единицей общества, происходит объединение смысложизненных ориентаций в систему связей, из которых формируется мировоззрение.
Таким образом, важной предпосылкой успешной самореализации личности выступает согласованная с общественными целями и личностным смыслом система смысложизненных ориентаций, определяющая поведение, выбор, направленность и интересы каждого отдельного человека.
Цель исследования - изучить особенности смысложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте.
Объект исследования - смысловая сфера личности.
Предмет исследования - особенности смысложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования - смысложизненные ориентации имеют ряд особенностей в юношеском возрасте, в частности отличаются по половому признаку.
С целью проверки нашей гипотезы, нами были поставлены и решены следующие задачи:
1. Рассмотрены и проанализированы теоретические представления о смысложизненных ориентациях в трудах отечественных и зарубежных философов и психологов;
2. Проанализированы психологические особенности личности в юношеском возрасте
3. Выявлены особенности смыложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте
Методологическая основа исследования. Общей методологической основой исследования является идея К. Маркса о том, что человек делает свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания; человек является сознательны существом, а типологическое сознание зависит от этапа исторического развития общества и индивидуального пути отдельной личности. Идеи Д. А. Леонтьева о том, что смысложизненные ориентации задают направление самореализации личности как субъекта жизненного пути через структурную организацию жизненных целей-ценностей. Идеи М. Рокича, в которых ценностные ориентации определяют содержание
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.