Конфликт-это понимание, воображение или опасение хотя бы одной стороной того, что ее интересы нарушает, ущемляет и игнорирует другая сторона или стороны. Стороны при этом готовы бороться за захват,подавление или уничтожение интересов соперников ради удовлетворения собственных интересов [1]. Существует пять основных стилей разрешения конфликта. В их основу положена система, называемая методом Томаса-Килменна (разработана Кеннетом У.Томасом и Ральфом Х. Килменном в 1972 году)[4]. Система позволяет создать для каждого человека свой собственный стиль разрешения конфликта. Основные стили поведения в конфликтной ситуации связаны с общим источником любого конфликта - несовпадение интересов конфликтующих сторон.
Сетка Томаса - Килменна "Стили разрешения конфликтов". Рассмотрим эти стили подробнее. Стиль соперничества.: если человек активный, идет своим путем в разрешении конфликта, способен на волевые решения и не склонен к сотрудничеству, удовлетворяет свои интересы в ущерб интересам других, вынуждает других принимать свое решение проблемы, то он выбирает этот стиль. Этот стиль эффективен, если человек обладает определенной властью, уверен в правильности решения проблемы.Он настаивает на своем пути открытой борьбы за свои интересы, применения принуждения и других средств давления на оппонентов. Слабые стороны применения стиля: вызывает отчуждение других, не годится в подчиненном положении.
Типичные ситуации применения: - у него есть авторитет и уверенность, что его решение наилучшее,
- решение нужно принять быстро и у него есть власть для этого, - у него нет другого выбора и ему нечего терять, - он не может дать понять группе людей , что они находятся в тупике и кто-то должен вести их за собой, - он должен принять непопулярное решение и ему необходимо действовать немедленно. Стиль уклонения: человек не отстаивает свои права, уклоняется от разрешения конфликта. Это бывает тогда, когда затрагиваемая проблема не столь важна для него, он не хочет тратить силы на ее решение или находится в безнадежном положении. Он чувствует свою неправоту или правоту другого человека, или другой человек обладает большой властью. В этом случае можно попытаться изменить тему разговора,выйти из помещения, уйти от проблемы,игнорируя ее. Стиль эффективен, если человек вынужден общаться со сложным человеком, если нет оснований продолжать с ним контакты, если нет большой необходимости принимать решение, если человек хочет уйти от ответственности, если у него нет необходимой информации для решения проблемы. Типичные ситуации применения: - напряженность слишком велика и нужно освободить накал,, - решение проблемы может привести к неприятностям, - немедленное решение проблемы опасно и открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию. Стиль приспособления: человек действует совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать свои интересы. Исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не очень существенен для данного человек. Один человек не может одержать верх, поскольку другой человек обладает большей властью. Сотрудник жертвует своими интересами в пользу другого человека, уступая ему и жалея его. Если сотрудник чувствует, что уступает в чем-то важном для него и чувствует в связи с этим неудовлетворенность, то стиль приспособления неприемлем. Если другой не хочет ничем поступиться или не оценит сделанного - стиль тоже неприемлем. Стиль эффективен, если уступая, человек может смягчить конфликтную ситуацию и восстановить гармонию. Он не уклоняется от решения проблемы, участвует в ситуации, соглашается сделать то, чего хочет другой. Типичные ситуации применения: - человека не особенно волнует случившееся, - человеку важнее сохранить с кем-то хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы,. Стиль сотрудничества.: человек разрешает конфликт и отстаивает свои интересы, но старается
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.