Тут Ницше обращает внимание на различие того счастья, к которому должен стремится весь человеческий и ничтожное счастье, которое было уже якобы обретено этими презренными людьми. Поистине, это люди самы никчёмные и мелкие и всех живых существ и они превращает в маленькое всё, к чему они прикасаются. Верблюд постоянно хочет навалить на себя ещё больше, чтобы преодолеть самого себя. А последний человек не видит смысла в преодолении самого себя. Что движет этим духом, который постоянно хочет преодолеть самого себя? Ницше говорит, что это воля к власти. Нет, не воля к истине, а именно воля к власти. Человек желает истины для, чтобы понять этот мир. Только тогда он может им управлять. То есть, человек желает истины не ради самой истины, а ради власти. Ему не нужна истина сама по себе, а нужна лишь та истина, которая даст власти над сущим. Истина как средство для могущества. Ницше так же критикует Шопенгауэра, который в своей книге «Мир как воля и представление» пишет, что человеком движет воля к существованию. Ницше смеётся над ним, говоря: каким образом я могу желать существование, если я уже существую, а если я не существую, то исчезает сам желающий субъект. Если ты существуешь и чего-то желаешь, то ты желаешь точно не существование. Желать можно только то, чего у тебя нет. Может ты желаешь большего существования. И это опять по своей сути есть воля к власти. Этого принципа придерживаются не только люди, но все живые. Принцип заключается в распространении своей власти на окружающую реальность, на сущее. Воля к власти стремится к бесконечному росту. Воля к власти не знает покоя, не знает остановки. Это постоянное отталкивание от самого себя и преодоление самого себя. Воля к власти присуща всем живым существам: человеку обычно и сверхчеловеку тоже. Но обычный человек, который привык потакать своим слабостям, будет стремиться к власти, чтобы потешить своё тщеславие, чтобы удовлетворить через эту власть свои слабости, чтобы улучшить своё социальное положение и т.д. Но сверхчеловек, прежде чем стремиться к власти над другими людьми научится сначала властвовать самим собой. Поэтому сверхчеловек будет стремиться властвовать другими людьми не для того, что бы потакать собственным слабостям.
Какой вывод можно сделать читателю после всех этих слов. Что мы должны вынести из его умозаключений? Ницше хочет сказать, что после смерти Бога мир больше не будет прежним. Нельзя жить так, как прежде. Раньше человек жил под Богом, который не только наказывал, но и заботился о человеке. Человек был под отцовским крылом. При таких условиях человек мог позволить себе быть слабым. Он оставался слабым, потому что источник силы был вне человека. Человек боялся кары свыше и его воля была направлена этой силой. Смерть Бога стала поворотным моментом и теперь, если человек останется таким же слабым, как раньше, то он становится «последним человеком», который достоин всякого осмеяния и презрения. «Последний человек» тоже будет создавать новые ценности, но это будут ценности самопотакание для постоянного удовлетворение собственной прихоти. Так будут созданы новые ценности общества потребления. Если мы хотим иметь будущее, то единственная альтернатива «последнему человеку» является именно тот, кто будет постоянно преодолевать себя — сверхчеловек.
Отбросив Бога, перед лицом Ницше открывается бездна, проглядывается ничто, пустота. Мы не должны не замечать пустоту, не должны маскировать это ничто, мы должны героически принять его. Мы должны осознать и принять своё одиночество в этом мире. Должны иметь смелость не испугаться пустоты, должны принять вызов ничто, не отворачивать взгляда от столь удручающего зрелища, которое может подкосить все наши душевные силы. Только сильный сможет принять эту истину, окажется способным понести это бремя на своих слабых плечах, а слабый предпочтёт добровольную и счастливую слепоту. Весть о смерти Бога невыносима, она сводит с ума. Бог умер – да здравствует нигилизм, власть ничто. Человек пытается прикрыть бездну такими самодельными декорациями, как гуманизм, либерализм, прогресс, демократия, мораль.[6] Мораль – основной непримиримый враг Ницше. И вовсе не потому, что ему был свойственен гедонизм. Он был чужд к чувственным утехам. Даже иронизировал над собой: «В благословенные времена Средневековья такого отшельника как я признали бы святым».[7]
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.