Как человек меняется? Смерть Бога — это событие по своей онтологической значимости колоссального масштаба, после чего человек уже не может быть прежним. В «Заратустре» Ницше говорит о трёх превращениях духа. Сначала человек становится верблюдом, который для него является воплощением добродетели, а его добродетель заключается в выносливости. Верблюд живёт, не будучи господином самому себе. Верблюд живёт так, как ему говорят жить, исполняет волю человека. Он не выбирал себе хозяина, не выбирал себе ношу и не выбирал себе путь по которому его нужно идти. Верблюд не выбирал те ценности, по которым он живёт. Верблюд проявляет свою добродетель, требуя ещё большей ноши. «Навьючьте мене ещё больше и я справлюсь» — говорит верблюд. Верблюд бросает вызов самому себе. Вот в этом заключается величие духа верблюда.
Потом мы наблюдаем второе превращение духа: дух превращается в льва. Лев уходит в пустыню, где желает быть сам себе господином. Но там он встречает дракона, которого звали «Ты должен». Каждая чешуя этого дракона — символизируют собой тысячи разных ценностей. На все эти «ты должен» лев отвечает своим «я хочу». После чего, сразившись с драконом, лев его побеждает.
Дальше Ницше говорит о третьем превращении духа. Третье превращение — это ребёнок. Для Ницше ребёнок похож на некое наивное самокатящееся колесо. Ребёнок говорит «да», в отличии от льва, который говорит нет. Зачем нам нужен ребёнок? Есть противопоставление отрицания льва, который отрицает старые ценности и утверждение ребёнка, который говорит «да» новым ценностям. Появилась необходимость создать новые ценности потому, что старые ценности уже не работают. Они не работают потому, что они подписаны от имени того, кто уже совершенно не занимает места в жизни людей. Нужно создавать новые ценности. Верблюд не может создавать новые ценности потому, что он живёт по старым ценностям. Он видит себя служителем старым ценностям. Лев же с одной стороны борется с драконом, лев разрушает стары ценности, но почему он не может создавать новые ценности? Потому, что тот, кто разрушает не может создавать. Поэтому нужен «ребёнок». Лев не может создавать новые ценности: он всю свою жизнь положил на то, чтобы бороться со старыми ценностями, лев не свободен от этих ценностей. Если даже лев будет что-то создавать, то это будут те же самые ценности, перевёрнутые наоборот. Это будут старые ценности со знаком минус. Он от них зависим через их отрицание. Поэтому создавать новые ценности призван только сверхчеловек.
Кто такой сверхчеловек? Заратустра рассказывает собравшимся людям об этом сверхчеловеке. Люди не понимают о чём он говорит и ничего не хотят слушать. Он определяет человека как некий канат, который натянут между обезьяной и сверхчеловеком. Человек есть нечто, необходимо превзойти. [4] Человек сам по себе своей ценностью не обладает. Человек — это мост. В человек есть одна ценность — его гибель. Человек должен погибнуть, чтобы здравствовал сверхчеловек.[5] Этот сверхчеловек может появится из самого человека, а не откуда-то извне. Человек должен в себе убить человеческое, чтобы освободить место для сверхчеловеческого. В человек слишком человеческого является его слабость и желание потакать своим слабостям. И самым презренным он называет последнего человека, по той причине, что этот человек даже не может презирать самого себя. Человек презреннее потому, что он не может презирать самого себя. Если ты будучи порочным не способен себя презирать, то действительно такой человек является самым презренным. И девизом последнего человека станут слова: «Счастье найдено нами».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.