2.Расчет рычажного механизма.
2.1 Исходные данные для расчета рычажного механизма.
Таблица 1. Исходные данные для проектирования рычажного механизма.
Параметр |
LBD |
LBC |
LOA |
LAB |
m2 |
m3 |
m4 |
m5 |
Jо1=Js3 |
Js2 |
Js4 |
Jдв |
FC1 |
1 |
Размерность |
м |
м |
м |
м |
кг |
кг |
кг |
кг |
кг м2 |
кг м2 |
кг м2 |
кг м2 |
кН |
Град |
Величина |
1,5 |
0,4 |
0,1 |
0,45 |
18 |
20 |
95 |
450 |
1 |
0,04 |
42 |
0,26 |
1,5 |
210 |
2.2 Структурный анализ рычажного механизма.
B
4
2 3
5
O 1 C
D 6
A
Рис. 2. Схема рычажного механизма
Таблица 2. Звенья рычажного механизма
Номер |
Название |
Вид движения |
Особенности движения |
1 2 3 4 5 6 |
Кривошип Шатун ШатунШатунПолзун Стойка |
Вращательное Плоскопараллельное Плоскопараллельное Плоскопараллельное Возвратно-поступательноеОтсутствует |
Полный оборот |
Таблица 3. Кинематические пары. Звенья рычажного механизма.
Обозначение |
Звенья пары |
Название |
Класс |
О |
6-1 |
Вращательная |
5 |
А |
1-2 |
Вращательная |
5 |
В |
2-3 |
Вращательная |
5 |
B C |
3-4 6-3 |
Вращательная Вращательная |
5 5 |
D |
4-5 |
Вращательная |
5 |
D |
5-6 |
Поступательная |
5 |
Степень подвижности механизма определяется по формуле Чебышева
W = 3*n – 2*p5 - p4, где:
W - число степеней подвижности механизма;
N=5 - число подвижных звеньев ;
р5=7 - число низших кинематических пар (пятого класса);
р4=0 - число высших кинематических пар (четвертого класса);
W=3*5-2*7=1.
Звено 1 примем за входное. Разделим кинематическую схему механизма на начальное звено (рис. 3,а) и структурные группы (рис. 3 б,в).
2 4
1 5
3
Рис. 3 а Механизм 1-го класса Рис. 3 б,в Гр. Ассура 2-го класса,
2-го порядка
2.3 Кинематический анализ рычажного механизма.
Рабочий ход механизма осуществляется тогда, когда ползун движется влево.
Данные, необходимые для расчета кинематических диаграмм,планов скоростей, ускорений и силового расчета: n1 = 63 об/мин .
2.3.1 Кинематические диаграммы движения ползуна.
Диаграмму перемещений строим, замеряя соответствующие перемещения ползуна и откладывая их вдоль оси перемещений:
S= 4,8/103=0.047 ; t=2p/w=2*3,14/6,6=0.95 .
Для построения диаграммы скоростей используем метод графического дифференцирования (метод хорд). Диаграмма скоростей выполняется в масштабе v , равном:
mv=ms/H*mt=0,047/22*0,95=0,0022 (м/с)/мм.
Для построения диаграммы ускорений продифференцируем графически диаграмму перемещений. Диаграмма ускорений выполняется в масштабе а.:
ma=mv/H*mt=0,0022/22*0,95=0,001.
2.3.2 Планы скоростей.
План скоростей строится для определения графическим методом скоростей характерных точек звеньев механизма.
План скоростей выполняется в масштабе v.
v = ;
Рассмотрим группу Ассура 2 – 3 (АВ). Она присоединена с помощью шарниров к точкам А и В. Величина скорости точки А определяется по формуле : V a =1*lOA,
где 1 -угловая скорость первого звена, рассчитывается по формуле :v1=*n1/30=3.14*63/30=6.6 c-1,где n1- частота вращения первого звена.
Определим величину скорости точки А:
V a = 6.6*0,1 = 0.66 м/с .
Построение плана скоростей выполняем в соответствии с системой уравнений:
{VB = VA + VBA
{VB = VC + VBC (VC=0) ;
{VD = VB + VDB
{VD = VD6 + VDD6 .
Масштабный коэффициент плана скоростей будет:
v= .
Определим угловые скорости звеньев. Угловая скорость звена 1 1 былаопределена выше. Она направлена по часовой стрелке и равна 6.6 с-1 .Угловые скорости остальных звеньев найдем по формулам:
=VBA/lAB=ab*v/lAB=32*0.016/0.45=1.14 с-1;
= VB/lBC=pb*0.016/lAB=62.5*0.016/0.4=2.50 c-1;
= VDB/lBD=bd*0.016/1.5=34*0.016/1.5=0.36 c-1.
2.3.3 Планы ускорений.
План ускорений строится для определения графическим методом ускорений характерных точек звеньев механизма. План ускорений строится в масштабеa. Масштабный коэффициент находится аналогично масштабному коэффициенту плана скоростей.
Полное ускорение звеньев механизма складывается из нормальной и тангенциальной составляющей и находится по формуле:
а = ;
aA=anA=12*lOA=6.62*0.1=4.356 м/c2.
Построение плана ускорений выполняем в соответствии с системами уравнений. Для определения ускорения точки B напишем два векторных уравнения:
{aB = aA + anBA + atBA
{aB = aC + anBC + atBC (aC=0);
Определим нормальные ускорения anBA и anBC:
anBA=22*lAB=1.142*0.45=0.58 м/c2;
anBC=32*lBC=2.52*0.4=2.5 м/c2.
Рассмотрим следующие два уравнения для определения ускорения точки D:
{aD = aB + anBD + atBD
{aD = aD6 + akDD6 + atDD6 (aD6=0, akDD6=0) .
Найдем нормальное ускорение an BD:
an BD=42*lBD=0.362*1.5=0.19 м/c2.
Масштабный коэффициент плана ускорений будет:
a=aA/a=4.356/87.12=0.05.
Определим длину отрезков на плане ускорений:
an1=anBA/a=0.585/0.05=11.7 мм;
n2=anBC/a =2.5/0.05 =50 мм;
bn3=anDB/a =0.1944/0.05=3.88 мм .
Ведущее звено 1 вращается с постоянной скоростью, поэтому его угловое ускорение 1=0. Найдем угловые ускорения остальных звеньев:
= = 194*0.05/0.45=21.56 c-2;
=atBC/lBC=103.5*0.05/0.4= 12.94 с-2;
=atDB/lDB=8.5*0.05/1.5= 0.28 с-2.
2.4 Силовой расчет механизма.
Целью силового расчета является определение реакций в кинематических парах. Силовой расчет выполнен по принципу Даламбера, cогласно которому к звеньям механизма условно прикладываются силы инерции звеньев, моменты сил инерции, и все внешние силы. Считаем динамическую систему статической, т.е. неподвижной и составляем уравнения кинетостатики используя аксиомы и теории статики в том числе условия равновесия сил: сумма всех сил действующих на звено равна нулю. Силовой расчет начинаем со структурной группы 4-5. Структурные группы изображаем в соответствии с масштабным коэффициентом ml=lBD/BD =1.5/150=0.01м/мм.
Определяем силы инерции, моменты инерции по формулам:
G4=m4*g=931 H; G5=m5*g=4410 H;
Fи5= m5*as5 = m5*d*a=450*109*0.05=2452.5 H;
Mи5 =0 ;
Fи4= m4*as4 = m4*s4*a=95*112.5*0.05=534.4 H;
Mи4 = - Js4*=-42*0.28=-11.76 Н*м .
Составляем векторную сумму сил и сумму моментов относительно точки D:
MD = 0;
Fи4*hFи4+ Ft3,4*LBD+ G4*hG4+ Mи4*1/L=0;
hFи4=22мм; LBD=150мм; hG4=72мм .
Выразим из уравнения Ft3,4:
Ft3,4=(-534.4*22-931*72-11.76/0.01)/150=-533 H.
Масштабный коэффициент будет равен:
F=500/10=50 Н/мм. Отсюда найдем F45 и F34:
F45=F45*F=125*50=6250 H;
F34= F34*F= 35*50=1750 H
Определим моменты инерции и силы инерции второго и третьего звена:
G3 = 196 H;
G2 = 176.4 H;
Mи2 = - Js2*= -0.04*21.56=-0.8624 Н*м;
Fи2 = m2*as2 = m2*s2*a=18*32*0.05=28.8 H;
Mи3=-Js3*=-1*12.94=-12.94 H*м;
Fи3 = m3*as3 = m3*b*a=20*115*0.05=115 H .
Составляем векторную сумму сил и сумму моментов относительно точки В:
MB(2) = 0;
Ft1,2*hF1,2 + Mи2*1/L + G2*hG2 - Fи2*hFи2 = 0.
Выразим из уравнения Ft1,2:
Ft1,2*45=Fи2*12- G2*3- Mи2/0.01;
Ft1,2=(28.8*12-176*3-86.24)/45=-6 H;
MB(3) = 0;
Ft2,3* hF2,3- G3*hG3- Fи3*hFи3+ Mи3*1/L=0.
Выразим из уравнения Ft2,3:
Ft2,3=(196*10+115*18-1294)/40=68.4 H
Масштабный коэффициент будет равен:
F=3 Н/мм , отсюда
F1,2=F1,2*F=1780.88 H;
F2,3=F2,3*F=2653.6 H.
Составляем векторную сумму сил и сумму моментов относительно точки O:
MO = 0;
Mур-F2,1*hF2,1*L=0.
Из этого уравнения определяем уравновешивающий момент:
Mур= F2,1*hF2,1*L=480*21*0.01=100.8 Н*м.
Уравновешивающий момент является тормозящей нагрузкой, т.к. он направлен в сторону, противоположную направлению угловой скорости.
Теперь определяем мощность двигателя, учитывая что частота вращения
ω1 = 6.6 c-1
Pдв = 9968.1*6.6= 65.8 кВт.
3.Расчет зубчатого механизма.
3.1 Исходные данные для расчета зубчатого механизма.
a
nДВ
m
m1
nP
b
Рис.4.Схема зубчатого механизма
Таблица 4. Исходные данные для проектирования зубчатого механизма.
Параметр |
nдв |
nр |
m1 |
Za |
Zb |
m |
Размерность |
об/мин |
об/мин |
мм |
- |
- |
мм |
Величина |
1260 |
63 |
4 |
14 |
45 |
7 |
3.2 Расчет зубчатой передачи.
Зубчатый механизм предназначен для понижения угловой скорости вала и увеличения крутящего момента.
Вычислим окружной шаг по делительной окружности и угловой
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.