Министерство высшего образования Российской Федерации
Ульяновский Государственный Технический Университет
Кафедра “Технология машиностроения”
Дисциплина ”Метрология, стандартизация, сертификация”
Пояснительная записка к курсовой работе
Студент:
Факультет: машиностроительный
Группа: ТМд-34
Консультант:
Ульяновск 2005г
Аннотация курсовой работы по дисциплине «Метрология, стандартизация, и сертификация» студента машиностроительного факультета И.Р.
Пояснительная записка на 25 страниц, в том числе 6 листов чертежей.
Ульяновский Государственный Технический Университет, 2005г.
В курсовой работе назначены посадки: в соединении корпуса и ползуна посадка &56H7/f7, в соединении наружного оси и отверстия в корпусе &20H7/h6, в соединении рычага и оси посадка &25F8/h6. Вышеуказанные посадки выбраны методом аналогии. Выбрано средство измерения &56H7 отверстия - нутромер с ценной деления 0,002, модель 154. Для заданных соединений рассчитана посадка с натягом &220H8/u8, назначены посадки подшипника на вал &65L6/g6 и &120К7/l6 в корпус. Построена схема полей допусков метрической резьбы, имеющей посадку 3Н6Н/3n и номинальный наружный диаметр &6 мм.
Для шлицевого соединения назначен метод центрирования по наружному диаметру D и посадки, D-8 3 42H11 3 46H7/f7 3 8F8/f8.
Для шпоночного соединения назначены посадки шпонки в паз вала 20H9/h9, в паз втулки 20D10/h9.
Содержание
Введение.........................................................................................................................5
1. Расчет и выбор посадок гладких цилиндрических соединений
1.1 Выбор посадок методом аналогии......................................................................6
1.2 Расчет посадки с натягом....................................................................................9
1.3 Расчет посадки подшипника качения................................................................12
2. Выбор средств измерения …………......................................................................14
3. Нормирование точности размеров, формы, расположения и шероховатости поверхностей……………………………..........................................16
4. Выбор допусков и посадок сложных соединений
4.1. Выбор посадок для шпоночного соединения..................................................17
4.2. Выбор метода центрирования и посадок для шлицевого соединения............19
4.3. Построение схемы полей допусков резьбы........................................................23
Список используемой литературы...............................................................................25
В связи со стремительным развитием машиностроения к качеству изделий предъявляются все более высокие требования. Важнейшим условием обеспечения и повышения эффективности машиностроения является взаимозаменяемость изделий. При этом принципам взаимозаменяемости подчиняется не только производство (проектирование и изготовление), но и эксплуатация и ремонт.
Взаимозаменяемость обеспечивается комплексом мероприятий, главные из которых основаны на стандартизации. Главной задачей стандартизации является создание системы нормативно-технической документации, устанавливающей требования к качеству изделий, и обязательной для исполнения в соответствии со стандартом уровня.
В связи, с выше изложенным, в данной курсовой работе рассматриваются вопросы взаимозаменяемости стандартизации и нормирования точности различных соединений, а также выбор средств измерения и контроля.
1. Расчет и выбор посадок гладких цилиндрических соединений
1.1. Выбор посадок методом аналогии в узле : N ПАС 25
1.1.1.Соединение детали корпус 1 и ползун 2
Посадку назначаем в системе отверстия. В подвижном соединение деталей корпуса 1 и ползуна 2 высокая точность центрирования. Необходимо обеспечить зазор и легкую сборку и разборку. Этим условиям удовлетворяет посадка Н7 / f7.
Æ56H7/f7
Поле допуска для вала Æ56 f7
dmax=d+es=56-0,03=55,97 мм;
dmin=d+ei=56-0,06=55,94 мм;
Td=dmax-dmin=55,97 -55,94 =0,03 мм.
Поле допуска для отверстия Æ56H7 (+0.03):
Dmax=D+ES=56+0,03=56,03 мм;
Dmin=D+EI=56-0=72 мм;
TD=Dmax-Dmin=56,03 -56=0,03 мм.
Наименьший зазор Smin = Dmin - dmax =56-56=0.
Наибольший зазор Smax=Dmax- dmin=56,03 -55,94 =0,09 мм.
Допуск посадки TS=Smax- Smin =0,09 -0=0,09 мм.
Схема полей допусков представлена на рис. 1.
Рис.1. Схема полей допусков посадки с зазором Æ56H7/f7
1.1.2Соединение детали корпус 1 и ось 9
Посадку назначаем в системе вала. Соединение детали корпус 1 и ось 9 неподвижно. Высокая точность центрирования. Необходимо обеспечить зазор. Этим условиям удовлетворяет посадка Н7/h6
Æ20H7/h6
Поле допуска для вала Æ20h6 :
dmax=d+es=20+0=20 мм;
dmin=d+ei=20-0,013=19,987 мм;
Td=dmax-dmin=20-19,987 =0,013 мм.
Поле допуска для отверстия Æ20H7 (+0.021):
Dmax=D+ES=20+0,021=20,021 мм;
Dmin=D+EI=20+0=20 мм;
TD=Dmax-Dmin=20,021 -20=0,021 мм.
Определяем предельные зазоры:
Smax=Dmax- dmin=20,021 –19,987 =0,034 мм.
Smin=Dmin- dmax=20 -20 =0 мм.
Допуск посадки TS=Smax-Smin=0,034 - 0=0,034 мм.
Схема полей допусков представлена на рис. 2.
Рис.2. Схема полей допусков посадкиÆ20H7/h6
1.1.3. Соединение деталей рычаг 3 и ось 9
Соединение деталей рычаг 3 и ось 9 подвижное. Высокая точность центрирования. Необходимо обеспечить зазор. Посадка в системе вала. Этим условиям удовлетворяет посадка F8/h6.
Æ56F8/h6
Поле допуска для вала Æ25h6
dmax=d+es=25+0=25 мм;
dmin=d+ei=25-0,13=24,87 мм;
Td=dmax-dmin=25 –24,87 =0,13 мм.
Поле допуска для отверстия Æ25F8
Dmax=D+ES=25+0,053=25,053 мм;
Dmin=D+EI=25+0,020=25,020 мм;
TD=Dmax-Dmin=25,053 –25,020=0,033 мм.
Наименьший зазор Smin = Dmin - dmax = 0,20.
Наибольший зазор Smax=Dmax- dmin =0,066 мм.
Допуск посадки TS=Smax- Smin =0,066 –0,20=0,046 мм.
Схема полей допусков представлена на рис. 3.
Рис.3. Схема полей допусков посадки подшипника качения Æ56F8/h6.
1.2. Расчет посадки с натягом
Исходные данные:
- номинальный диаметр - d(D) = 220 мм,
- диаметр отверстия полого вала - d1 = 55 мм,
- наружный диаметр втулки - d2 =240 мм,
- длина соединения - L = 100 мм,
- шероховатость втулки - R =6 мкм,
- шероховатость вала - R= 5 мкм,
- воспринимаемая нагрузка – Р= 5кН,
- момент Mm.m.=8
- материал втулки – сталь 45,
- материал вала – сталь 45,
- коэффициент Пуассона для стали 45 - = 0,25
- коэффициент трения - = 0,2
- модули упругости материала втулки и вала –
E1 = 2,1*105 мПа,
E2=2,1*105 мПа,
- предел текучести для стали 45 σт = 360 мПа
- метод сборки - механическая запрессовка со смазкой.
Расчет :
Определим коэффициент жёсткости:
, , ; .
Определим минимальный расчётный натяг:
,
.
Определим допускаемое напряжение из условия прочности для вала и втулки:
, ,
,
.
Определим максимальный расчётный натяг:
,
.
Определим поправки:
Поправка, учитывающая смятие микронеровностей контактных поверхностей деталей при образовании соединения:
U1 = 1,2 · (Rzd + RzD ), где Rzd (Rad), RzD (RaD) – параметры шероховатости, мкм;
,
Так как температура рабочего пространства при сборке и рабочая температура деталей равны, поправка .
при l/D = 0,45 = и D1 /d = 0,25
. Определяем функциональные натяги:
;
= 0.044 + 0.0132 = 0.0577
;
= 0.406*0.82 + 0.0132 = 0.346 .
Определяем допуск функционального натяга :
. =0.346 – 0,057 = 0.289 мм
проверяем расчет натягов на ЭВМ
Выбираем по ГОСТ 25347-82 посадку, для которой выполняются условия:
0,330=< = 0.446
0,186=> = 0.057
Этим условиям удовлетворяет посадка Æ 220H8/u8, у которой = 186 мкм, = 330 мкм.
Проверяем надежность соединения, определяемую величиной Nзэ:
;
Соединение считаем надежным , так как
мм
Определяем запас прочности на сборку :
,
Nзс=446 – 330 = 0,002 мм
1.3.Расчет посадок подшипника качения
Исходные данные:
Однорядный шариковый подшипник;
Обозначение подшипника – 6-213;
Радиальная нагрузка – R=2000Н;
Вращающееся кольцо – наружное;
По ГОСТ 8338–75 определим размеры подшипника:
d=65 мм; D=120 мм; b=23 мм; r=1.5 мм; h=4,5мм
Определяем по [4] предельные отклонения средних диаметровdm , Dm:
, .
Определяем вид нагружения внутреннего и наружного колец подшипника. Так вращается наружное кольцо подшипника, при этом нагрузка, действующая на подшипниковый узел, постоянна по величине и направлению, наружное кольцо подшипника испытывает циркуляционное нагружение. Внутреннее кольцо подшипника установлено на валу и нагружено местно
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.