УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Технология машиностроения»
Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к курсовой работе
Студент ________________________ (____ Ф )
Факультет _______________________машиностроительный____
Группа ___________________________ТОМд-33______________
Консультант _____________________ (____ М____)
Ульяновск 2003
курсовой работы по дисциплине «Метрология, стандартизация и
сертификация» студента машиностроительного факультета
Пояснительная записка на 20 с., в том числе 8 ил.; 1,5 листа чертежей.
Ульяновский государственный технический университет, 2005 г.
В курсовой работе выбраны и назначены посадки методом аналогии в соединениях: крышки с ротором Æ12, штифта в отверстие корпуса Æ5, штифта в отверстие крышки Æ5. На чертежах изображены схемы полей допусков данных сопряжений.
В работе подсчитана и выбрана посадка с натягом .
Выполнен чертеж вала.
Для измерения вала выбрано средство измерения микрометр рычажный
МK-25.
Для заданных в соответствии с вариантом соединений рассчитаны: посадка с натягом посадки подшипника качения: подшипника с валом Ø30, подшипника с корпусом Ø90.
Для шлицевого соединения выбран метод центрирования (по боковым поверхностям зубьев) в соответствии с условиями эксплуатации, а также назначены посадки по , по , по . Для шпоночного соединения выбраны посадки сопряжений: шпонки с пазом вала и пазом втулки , а также назначены посадки сопряжения вала с втулкой.
Построена схема полей допусков резьбы М50 - 5H6Н/4h; построен график изменения зависимого допуска пересечения осей.
Введение |
5 |
1. Расчет и выбор посадок гладких цилиндрических соединений |
6 |
1.1 Выбор посадок методом аналогии |
6 |
1.2 Расчет посадки с натягом |
8 |
1.3 Расчет посадки подшипника качения |
10 |
2. Выбор средств измерения и контроля |
11 |
3. Выбор допусков и посадок сложных соединений |
12 |
3.1 Выбор посадок для шпоночного соединения |
12 |
3.2 Выбор метода центрирования и посадок для шлицевого cоединения 3.3 Построение схемы полей допусков резьбового соединения |
13 14 |
Список используемой литературы |
16 |
Введение
Необходимым условием обеспечения и повышения эффективности машиностроения при современном уровне развития науки и техники является взаимозаменяемость изделий. При этом на принципах взаимозаменяемости основано не только производство (проектирование и изготовление) машин, но и их эксплуатация и ремонт.
Взаимозаменяемость изделий обеспечивается комплексом мероприятий, важнейшим из которых является стандартизация. Главной задачей стандартизации является создание системы нормативно-технической документации, устанавливающей требования к качеству изделий, и обязательной к исполнению на соответствующих стандартам уровнях.
Другим важнейшим условием обеспечения взаимозаменяемости изделий является комплекс мероприятий, направленных на обеспечение единства измерений и единообразия средств измерения, т. е. метрологическое обеспечение производства и ремонта машин. Основанное на практическом использовании положений метрологии (науки об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и требуемой точности) метрологическое обеспечение производства – одна из основных предпосылок достижения требуемого качества изделий.
В данной курсовой работе рассматриваются вопросы взаимозаменяемости, стандартизации и нормирования точности различных соединений, а также выбор средств измерения и контроля.
1.1. ВЫБОР ПОСАДОК МЕТОДОМ АНАЛОГИИ
Соединение крышки 1 с ротором 5
Характер соединения крышки 1 с ротором 5 – подвижный. Для обеспечения полужидкостной и жидкостной смазки подшипников скольжения при легких и средних режимах работы, для обеспечения легкой сборки и разборки назначаем посадку с зазором Æ12.
[1]. Схема полей допусков приведена на рис. 1.
Рис. 1. Схема полей допусков посадки Æ12.
Предельные размеры отверстия:
Dmax =D + ES = 12 + 0.018 = 12.018 мм;
Dmin = D + EI = 12 + 0 = 12 мм.
Допуск отверстия:
TD = Dmax – Dmin =12.018 – 12= 0,018 мм.
Предельные размеры вала:
dmax = d + es = 12 – 0.017 = 11.983 мм;
dmin = d + ei = 12 – 0.034 = 11.966 мм.
Допуск вала:
Td = dmax – dmin = 11.983 – 11.966 = 0,017мм.
Максимальный зазор:
Smax = Dmax – dmin = 12.018 – 11.966 = 0,052мм.
Максимальный натяг:
Nmax = dmax – Dmin = 11.983 – 12 = – 0.017 мм.
Допуск посадки:
T(S, N) = Smax + Nmax = TD + Td = 0,018 + 0,017 = 0,052 – 0,017= 0,035 мм.
Соединение крышки 1 и штифта 17
При установке штифта 17 в отверстие крышки 1 необходимо обеспечить их взаимную неподвижность. Так как штифт является стандартным изделием и необходимо обеспечить его неподвижность в отверстии назначаем посадку с натягом: Æ5.
Строим схему полей допусков (рис. 2).
Рис. 2. Схема полей допусков посадки Æ5.
Предельные размеры отверстия:
Dmax =D + ES = 5 – 0,008 = 4,992 мм;
Dmin = D + EI = 5 – 0,020 = 4,980 мм.
Допуск отверстия:
TD = Dmax – Dmin =4,992 – 4,980 = 0,012 мм.
Предельные размеры вала:
dmax = d + es = 5 – 0 = 5 мм;
dmin = d + ei = 5 – 0,008 = 4,992 мм.
Допуск вала:
Td = dmax – dmin = 5 – 4,992= 0,008мм.
Максимальный натяг:
Nmax = dmax – Dmin = 5 – 4,980 = 0,020 мм.
Минимальный натяг:
Nmin = dmin - Dmax = 4,992 – 4,992= 0 мм.
Допуск посадки:
TN = Nmax - Nmin =TD + Td = 0,012 + 0,008 = 0,020 + 0 = 0,020 мм.
Средний натяг:
Nm=( Nmax +Nmin ) / 2 = (0,020 + 0) / 2 = 0,010 мм.
Соединение корпуса 2 и штифта 17
Характер соединения штифта 8 с плитой 3 – подвижный. Для обеспечения полужидкостной и жидкостной смазки подшипников скольжения при легких и средних режимах работы, для обеспечения легкой сборки и разборки назначаем посадку с зазором Æ5.
Рис. 3. Схема полей допусков посадки Æ5.
Предельные размеры отверстия:
Dmax =D + ES = 5+0,028 = 5,028 мм;
Dmin = D + EI = 5+0,010= 5,01 мм.
Допуск отверстия:
TD = Dmax – Dmin = 5,028 – 5,01 = 0,018 мм.
Предельные размеры вала:
dmax = d + es =5 – 0 = 5 мм;
dmin = d + ei = 5 – 0,008 = 4,992 мм.
Допуск вала:
Td = dmax – dmin = 5 – 4,992 = 0,008 мм.
Максимальный зазор:
Smax = Dmax – dmin = 5,028 – 4,992 = 0,036 мм.
Максимальный натяг:
Nmax = dmax – Dmin = 5 – 5,010 = – 0,010 мм.
Допуск посадки:
T(S, N) = Smax + Nmax = TD + Td = 0,018 + 0,008 = 0,036 – 0,010 = 0,026 мм.
Исходные данные: размеры соединений: d = 100 мм;
D 1 = 60 мм;
d 2 = 240 мм;
l = 50 мм ;
материал втулки: СЧ 28
вала: Сталь 45;
шереховатость втулки: R z = 5 мкм;
вала: R z = 4 мкм;
воспринимаемая нагрузка: Р = 200 кН;
метод сборки: охлаждение вала
температура рабочего пространства при сборке tсб = 20 °C; рабочая температура деталей td = tD = – 75 °C.
– Определим значение минимального расчетного натяга (мм):
, (1)
где P – воспринимаемая нагрузка, Н; d, D – номинальный диаметр сопрягаемых поверхностей вала и втулки, мм (рис. 4); l – длина соединения, мм; f – коэффициент трения при распрессовке; Ed и ED– модули упругости материала соответственно вала и втулки, МПа; Cd и CD– коэффициенты жесткости (Ляме):
; (2)
, (3)
где D1 и d2 – диаметр соответственно отверстия полого вала и наружной поверхности втулки (см. рис. 4), мм; md и mD – коэффициенты Пуассона соответственно материалов вала
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.